Два свидетеля (Откр.11:1-14)

«И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца.

И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят. И когда кончат они свидетельство свое, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их, и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят.

И [многие] из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их. И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному.

Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе.

И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось [царством] Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков. И двадцать четыре старца, сидящие пред Богом на престолах своих, пали на лица свои и поклонились Богу, говоря: благодарим Тебя, Господи Боже Вседержитель, Который еси и был и грядешь, что ты приял силу Твою великую и воцарился. И рассвирепели язычники; и пришел гнев Твой и время судить мертвых и дать возмездие рабам Твоим, пророкам и святым и боящимся имени Твоего, малым и великим, и погубить губивших землю. И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и великий град» (Откр.11:1-19).

Толкование пророчества

И дана мне трость, подобная жезлу. И дан мне тростник подобный посоху, чтобы он служил мне мерою. Давид уподобляет жезлу и посоху – Божий Закон, который подобно посоху на который можно опереться, является поддержкой в нашем жизненном пути, и подобно жезлу является бичом и угрозой воздаяния для беззаконников. «Твой жезл и Твой посох – они успокаивают меня» (Пс.22:4). Закон Божий является так же мерилом праведности для любого человека. «Правда Твоя – правда вечная, и закон Твой – истина» (Пс.118:142).

И сказано: встань и измерь храм Божий. Состояние небесного храма, как нам известно, неизменно и не нуждается в оценивании его состояния. Иерусалимский храм, указывающий на небесное Святилище, утратил свое значение, был отвергнут Богом и разрушен, и уже никогда не вернет своего предназначения, а потому его измерение тоже не имеет значения. Единственный храм который претерпевает изменения и требует проверки соответствия – это храм нашего сердца. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1Кор.6:19). Именно этот храм часто оскверняют люди, и именно его состояние необходимо оценивать на соответствие Божиим требованиям – Его закону. Измеряются личные отношения к Богу.

И жертвенник. «Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего» (Рим.12:1). Если жертва – это наши тела, то жертвенник – это наш разум и сердце. Бог призывает оценить насколько наша жертва искренна, добровольна и совершенна. Она оценивается в соответствии с мерилом который есть характер Христа, отображенный в законе Божьем.

И поклоняющихся в нем. Чем можно измерить поклоняющихся? Что измерять, для чего и с чем сравнивать? Сосчитай людей поклоняющихся в нем. «Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан.4:23,24). В данном случае измеряется их поклонение и ведется учет поклоняющихся Богу. Этот учет производится перед седьмой трубой Ангела которая возвещает второе пришествие Христа. Об этом же учете, который будет происходить перед днем Господним великим и страшным, Бог предупреждал в (Иез.9:1-7). И этот же учет описан в (Откр. 7 главе), перед снятием седьмой печати, которая также открывает второе пришествие Христа. «И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых» (Откр.7:4). Причем не раз упоминается, что именно эти святые соблюдают заповеди Божии: «И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (Откр.12:17), «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Откр.14:12), «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр.22:14). Это говорит о том, что поклонение Богу измеряется Божиими Заповедями, Его Законом.

А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам. Если храм олицетворяет личные отношения человека к Богу, то внешний двор – это внешнее проявление отношений человека к Богу через его церкви, религии и деноминации. Все эти внешние религиозные организации в последнее время будут отданы и подчинены язычникам, и подобно Лаодикии извергнуты Господом из уст Его. Язычники будут управлять ими, по своему произволу и на свое усмотрение, не считаясь с их мнением.

Они будут попирать святый город. На земле не осталось святых городов которые Бог бы ценил.  На небе же язычники ничего попирать не смогут, так как не смогут туда добраться. Город святой составляют граждане небесного царства – 144000 и тех кто с ними, которых язычники будут гнать, топтать, осквернять, преследовать и всячески попирать.

Сорок два месяца. Это тот же срок что и «время и времен и полвремени» (Дан.12:7) и «тысяча двести шестьдесят дней» (Откр.11:3). Время – год, времен – два года, и полвремени – это полгода, всего получается три с половиною года. 42 месяца умножить на 30 дней, это все равно, что 3,5 года умножить на 360 дней, будет ровно 1260 дней. Тысяча двести шестьдесят дней, это короткий, буквальный промежуток времени между определением 144000 и их запечатлением, перед вторым пришествием Христа, в которое их будут попирать язычники.

И дам двум свидетелям Моим. Но Я дам волю, силу и власть двум человекам быть свидетелями Моими, то есть на них сойдет Дух Святой. «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями» (Деян.1:8). Свидетель – это очевидец событий, подтверждающий то, как это было, или то о чем было написано и что происходит в настоящем. То, что их «два» означает, что грешники получат полноценное и основательное свидетельство, так как «при устах двух или трех свидетелей будет твердым всякое слово». (2 Коринф. 13:1).

И они будут пророчествовать: предрекать, предупреждать, истолковывать пророчества книги Откровения, объяснять их.

Тысячу двести шестьдесят дней. Союз «и» в начале предложения «И дам двум свидетелям Моим», связывает два повествования в одно, то есть 1260 дней пророчествования свидетелей, это то же самое время, что и 42 месяца в которые осуществляются гонения, и запечатление 144000.

Будучи облечены во вретище, то есть в ветхие одежды скорби. То, что они «облечены во вретище» говорит о том, что их образ жизни коренным образом отличается от жизни мира, как свет отличается от тьмы. Они пребывают «в трауре» по поводу страшного будущего, угрожающего не раскаявшимся грешникам. Их свидетельства очень серьезны. Они действительно сами верят в то, что проповедуют, и своей жизнью подтверждают истинность своей проповеди. Их праведный образ жизни является полноценным свидетельством, демонстрируя всем жителям земли реальную возможность жить праведной жизнью даже среди полного разврата и греха этого мира.

Это суть две маслины и два светильника, стоящие пред Богом земли. Два масличных дерева и два подсвечника, две миноры. Минора – это светильник, семи свечник олицетворяющий свет истины идущий от Бога. Подобные светильники увидел Иоанн «и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом» (Откр.1:13). По Учению Христа «светом» является образ жизни христиан. «Так, да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф.5:16), – учил Иисус. Эти два свидетеля возвещают истину от Бога людям земли, твердо и непоколебимо стоящие перед Богом во время гонений, и попирания истины. Бог возложил на них особую ответственность, и они несут ее с достоинством.

«Две маслины» – то же, что и «два светильника». Если «Два светильника» это свет миру, или добрые дела, которые совершают верующие во Христа, то «Две маслины» есть добрые плоды, которые приносят ученики Христа. Эти два термина означают одно и то же. Практическая праведная жизнь учеников Христа, как два светильника, и как две маслины, будут основательным подтверждением того, что праведная жизнь в этом грешном мире – очень даже возможна, было бы желание. И «светильники», и «маслины» свидетельствуют против грешников. Никто из грешников не скажет, что праведная жизнь является невозможной, что положение таково, что, мол, никак не обойтись без согрешения, как обычно любят говорить лукавые грешники, уклоняющиеся от покаяния.

И если кто захочет их обидеть. Если кто дерзнет повредить им, поднять свою руку и нанести им вред, попытается неподобающе отнестись к ним, вознамерится причинить им зло.

Тому надлежит быть убиту, огонь выйдет из уст их и пожрет врагов их. Эти два свидетеля полностью посвятили себя Господу, а потому они – святые. Опасно трогать святых Всевышнего, ибо Сам Господь оберегает их. Если кто дерзнет причинить им зло, подобно Валтасару, сынам Кореевым, или детям насмехавшимся над пророком Елисеем, понесет моментальное наказание от Бога. «Призову Господа достопоклоняемого и от врагов моих спасусь. Объяли меня волны смерти, и потоки беззакония устрашили меня; цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня. Но в тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал, и Он услышал из чертога Своего голос мой, и вопль мой [дошел] до слуха Его. Потряслась, всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания небес, ибо разгневался [на них Господь]. Поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горящие угли сыпались от Него» (2Цар.22:4-9).

Они имеют власть затворить небо, чтобы не шел дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят (Откр.11:6). Они имеют власть поражать землю мором, бедствиями, язвою или ударом, когда найдут это необходимым. Власть над исполнением язв. Их слова или пророчества о язвах исполняются.

Библия утверждает, что во дни пророчествования двух свидетелей действительно не будет дождя на земле, но это будет связано с язвами.

«Пошел первый Ангел и вылил чашу свою на землю: и сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его.

Второй Ангел вылил чашу свою в море: и сделалась кровь, как бы мертвеца, и все одушевленное умерло в море.

Третий Ангел вылил чашу свою в реки и источники вод: и сделалась кровь. И услышал я Ангела вод, который говорил: праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того. И услышал я другого от жертвенника говорящего: ей, Господи Боже Вседержитель, истинны и праведны суды Твои.

Четвертый Ангел вылил чашу свою на солнце: и дано было ему жечь людей огнем. И жег людей сильный зной, и они хулили имя Бога, имеющего власть над сими язвами, и не вразумились, чтобы воздать Ему славу» (Откр.16:2-9).

«Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде “полынь”; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» (Откр.8:10,11).

Пророк так описывает состояние людей в то ужасное время: «О, какой день! ибо день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он. Не пред нашими ли глазами отнимается пища, от дома Бога нашего – веселье и радость? Истлели зерна под глыбами своими, опустели житницы, разрушены кладовые, ибо не стало хлеба. Как стонет скот! уныло ходят стада волов, ибо нет для них пажити; томятся и стада овец. К Тебе, Господи, взываю; ибо огонь пожрал злачные пастбища пустыни, и пламя попалило все дерева в поле. Даже и животные на поле взывают к Тебе, потому что иссохли потоки вод, и огонь истребил пастбища пустыни» (Иоил.1:15-20).

«41 … “Песни чертога в тот день обратятся в рыдание, говорит Господь Бог, много будет трупов, на всяком месте будут бросать их молча” (Иоил.1:10-12, 17-20; Ам.8:3)». (ВБ39:41)

«Опустошено поле, сетует земля; ибо истреблен хлеб, высох виноградный сок, завяла маслина. Краснейте от стыда, земледельцы, рыдайте, виноградари, о пшенице и ячмене, потому что погибла жатва в поле, засохла виноградная лоза и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня, все дерева в поле посохли; потому и веселье у сынов человеческих исчезло» (Иоил.1:10-12).

Сто сорок четыре тысячи пришедшие от великой скорби «не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной» (Откр.7:16). Это означает, что во время великой скорби они будут и алкать и жаждать.

Этим двум пророкам известны пророчества описанные в книге Откровения, которых не избежать, когда и как произойдет какая язва от Бога в наказание людям, и они предупреждают об этом живущих на земле. Из-за чего многим кажется, что именно они наводят все эти язвы на людей.

И когда кончат они свидетельство свое. То есть по окончании 1260 дней от подписания закона о религиозном праздновании воскресного дня.

Зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьет их. Зверь выходящий из бездны, это зверь из 17-ой главы Откровения. Смотри статью «Семь царей восьмого зверя». Это зверь который был жив когда-то, теперь же он мертв, и все же явится снова, восходя из бездны. Зверь выйдет из бездны и почти сразу-же пойдет в погибель при втором пришествии Христа. Это тот же самый зверь, что получил смертельную рану в 1798 году (Откр.13:3), но в период когда эта смертельная рана уже исцелеет. Полностью его рана исцелится когда зверь обретет власть над миром на один час (Откр.17:12,13), который закончится вторым пришествием Христа, когда Агнец победит их (Откр.17:14). Один пророческий день равен году, а значит один пророческий час равен одной двадцать четвертой года, то есть двум неделям. Зверь выходит из бездны, чтобы установить свою власть на земле. А так как обретению полной власти над миром мешает свидетельство двух свидетелей Божиих, разоблачающих его намерения, то восходя из бездны незадолго до того, как обрести полную власть над миром, зверь сразится с этими двумя пророками и победит их, то есть убьет их. До этого он либо не может до них добраться либо не имеет такой власти.

И трупы их оставит на улице великого города. Трупы – это бездыханные тела. Их оставят на улице великого города. Неизвестный город, не оказывающий влияние на весь мир не назовут великим. Великий город – это город выдающейся страны. Подобно как о Вавилоне великом, о нем должно быть известно людям во всем мире, во всех странах и всех городах.

Который духовно называется Содом и Египет. Который символически, то есть, если говорить о его духовном состоянии, можно сравнить с Содомом и Египтом. Содом в библии ассоциируется с развратом, содомией гомосятиной и разного рода сексуальными извращениями. Египет в библейском повествовании отличился тем, что отвергал власть Бога Всевышнего, говоря: «кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его» (Исх.5:2).

Где и Господь наш распят. Эти слова говорят о том, что когда-то этот город был христианским, проповедовал высокие христианские ценности и имел моральные устои, но со временем развратился и начал придерживаться противоположных взглядов и ценностей. Духовно это означает распять в себе Сына Божьего. «Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]» (Евр.6:4-6).

Единственный город который оказывает такое влияние на весь мир, и который без труда узнается в этом описании – это Голливуд штат Лос-Анджелес. Это самый известный и узнаваемый город во всем мире, самый развращенный город на земле, откуда идет пропаганда разврата на весь мир. Жители его заявляют: «Кто такой Бог, чтобы мы слушали Его?» Однажды он нес чистоту и мораль, имел христианский контроль и цензуру. Раньше в Голливуде снимали только христианские фильмы, потом начали снимать еще и высокоморальные фильмы. Цензура не пропускала ничего оскорбительного в адрес Бога и христианской морали. Со временем стандарты дозволенного снижались, и чтобы не отставать от реальной жизни, стали снимать просто моральные и интересные фильмы. Но чем больше развращалось общество тем ниже падала мораль и отвержение Бога. В последствии интерес фильмам стали придавать не просто драки, убийства, море крови и разрушений, но обнаженные тела, сексуальные извращения и продвижение нетрадиционной ориентации. Фильмы стали инструментом влияния на общество, и не только в этой стране, но и по всему миру. Так Господь наш был распят не только в этом городе, но и во всей этой христианской стране.

И [многие] из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною. Вероятно их мертвые тела будут транслировать по телевидению. Это продлится три с половиною буквальных дня.

И не позволят положить трупы их во гробы. То, что их не дадут похоронить, говорит о том, что это будет не простое разбойничье убийство, но будет совершена прилюдная казнь, этих двух свидетелей. Возможно, будет известно пророчество о том, что они должны будут воскреснуть. Они опасаются, что если эти два пророка воскреснут, то движение, против которого они борются, воюют и устраивают гонения, может только усилиться. И чтобы не произошло обмана, подмены или воровства их тел, трупы их не разрешают похоронить и за трупами их наблюдают.

И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу. Смерть этих двух пророков станет радостью для живущих на земле. Люди будут предаваться веселию и праздновать их казнь, посылая друг другу подарки.

Потому что два пророка сии мучили живущих на земле. Смерти их будут радоваться, потому что эти два пророка подвергли муке живущих на земле. Предупреждения этих пророков рассматривались как причина страданий и мучений. Люди думают, что это они навели все эти язвы или бедствия на землю, и что с их смертью жизнь наладится. С другой стороны, эти пророки призывали людей к покаянию перед Богом. Призывы к покаянию доставляют грешникам, не желающим каяться, невыносимые моральные и даже физические страдания. Призыв к покаянию действует на людей, не желающих каяться, как посыпание соли на рану. Обличать грешника в грехах, значит мучить его. Когда обличения прекращаются, закоренелый грешник радуется.

Но после трех дней с половиною вошел в них дух жизни от Бога. Когда дух жизни от Бога входит во что-либо неживое, он делает это неживое – живым. Это то самое дыхание духа жизни, которое изначально Бог вдохнул в человека при сотворении (Быт.2:7), то дыхание духа жизни находящееся в ноздрях, которого лишившись при потопе умерли все живущие на суше (Быт.7:22). То дыхание духа жизни которое отходит к Богу после смерти человека (Еккл.12:7). Дух жизни от Бога вошел в них и они снова начали дышать.

И они оба стали на ноги свои. Это значит у них есть ноги на которые они поднялись, что еще раз говорит о том, что эти два пророка – люди.

И великий страх напал на тех, которые смотрели на них. Никогда еще в своей жизни они не видели воскресших. Они, хоть и посещали церкви, но не верили ни в Бога, ни в жизнь вечную, а потому, когда это увидели, ужаснулись.

И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. Этот голос вероятно голос Божий, потому как сказать подобное имеет власть только Бог.

И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их. Подобно Христу они вознеслись на небо, на облаке, на виду у всех наблюдавших за ними (Деян.1:9).

И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала. Как только они вознеслись произошло сильное землетрясение, при котором десятая часть города превратилась в руины.

И погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному. Семь тысяч человек погибли, остальные поняли, что Бог есть и это наказание им за их грех, из-за чего испугались до смерти и стали славословить Бога небес.

Второе горе прошло; вот, идет скоро третье горе. Все семь труб как и семь язв разделяются на три горя. Пятая труба – первое горе. Шестая труба – второе горе. И последняя, седьмая труба – третье горе. Язвы и трубы являются судами Бога и изливаются во время великой скорби, о чем свидетельствуют слова в пятой трубе сказанные саранче: чтобы она делала вред только «людям, которые не имеют печати Божией на челах своих» (Откр.9:4). Запечатление же ста сорока четырех тысяч происходит после отвержения Лаодикии, незадолго до пришествия Христа.

Определяем время свидетельства двух пророков

  • Два пророка осуществляют свое свидетельство после провозглашения семью громами вести о дне и часе пришествия Христа (Откр.10), в промежутке времени между запечатлением 144000 (Откр.11:1-2), и вторым пришествием Христа (Откр.11:15-19).
  • Зверь который сразится с ними выйдет из бездны на 2 недели и пойдет в погибель при втором пришествии Христа (Откр.11:7, 17:8-14).
  • Если пятая труба или первое горе происходит после запечатления 144000, то второе горе не может произойти раньше первого.

Все это говорит о том, что два свидетеля совершают свое служение в короткий промежуток времени, во время скорби, перед вторым пришествием Христа.

Эти два свидетеля – люди

  • Их можно обидеть, им можно навредить (Откр.11:5).
  • Они носят одежды (Откр.11:3).
  • На них сходит Дух Святой (Откр.11:3).
  • Они имеют уста (Откр.11:5).
  • Они могут свидетельствовать, пророчествовать, истолковывать, предрекать (Откр.11:3).
  • Они могут хотеть (Откр.11:6).
  • Они имеют дыхание духа жизни (Откр.11:11).
  • Их можно убить (Откр.11:7).
  • Они становятся трупами и их не дают похоронить (Откр.11:8-9).
  • Они могут воскреснуть (Откр.11:11).
  • Они имеют свои ноги на которые поднимаются (Откр.11:11).
  • Они могут слышать (Откр.11:12).
  • Они вознесутся на небо на облаке подобно Христу (Откр.11:12).
  • И самое главное, они совершают свое служение в очень короткий промежуток времени 1260 буквальных дней, три с половиною года как и Христос (Откр.11:3).

«И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, все это совершится» (Дан.12:7).

Слова «по совершенном низложении силы народа святого», говорят о том, что смерть двух свидетелей по окончании трех с половиною лет или 1260 дней подорвет силы народа Божьего. А их воскресение и вознесение наведет неописуемый страх и ужас на гонителей, в следствие чего они на время прекратят гонения.

Это значит, что эти два свидетеля вдохновляли и являлись примером, поддержкой и подкреплением для народа святого, а потому, чтобы сломить это движение, было решено казнить этих двух пророков. Их служение на столько важно, что Бог посчитал необходимым указать на это в библии.