«Никто не может служить двум господам: ибо, или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Матф.6:24). Если мы будем иметь двух господ, то когда-нибудь их интересы перехлестнутся, и мы вынуждены будем выбирать сторону только одного из них, автоматически попадая в немилость к другому.
Так, с появлением сатаны – «противника Бога», который начал претендовать на господство подобное Божьему (Ис.14:13,14), впервые в сотворенном Богом мире произошло восстание на небе: «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9).
«Сатана», что означает «противник», не всегда был таким. В самом начале он был сотворен как могущественный ангел, как херувим осеняющий, через которого Бог открывал Свою волю остальным ангелам. Его имя «Люцифер» означало «сын зари» или «несущий свет», что вполне соответствовало его роли как учителя среди небожителей. Он призван был открывать не только волю Творца, Его любовь и заботу, но и учить остальных послушанию Божиим заповедям.
«13 До тех пор, пока все сотворенные существа признавали справедливость закона любви, во всей Вселенной царила совершенная гармония. Исполнение воли Творца приносило радость небесному воинству. В отражении Его славы и прославлении Его имени они находили высшее удовольствие. И поскольку Бога они любили превыше всего, то и друг к другу относились с искренним дружелюбием и бескорыстием. Ни один фальшивый звук не нарушал небесной гармонии. Но настала перемена в этом счастливом царстве. Некто злоупотребил свободой, дарованной Богом всем существам, и восстал. Грех зародился в том, кто после Христа был возвеличен Богом превыше всех, кто обладал наивысшим могуществом и славой среди всех небожителей. Люцифер, «сын зари», «святой и непорочный», был первым среди осеняющих херувимов. Он находился рядом с великим Творцом, и непреходящие лучи славы, окружающие вечного Бога, озаряли его. «Так говорит Господь Бог: ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями… Ты был помазанным херувимом, чтоб осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез.28:12-15)». (ПП1:13)
«36 Сатана занимал на небе выдающееся положение среди ангелов и своей славой лишь немного уступал славе Христа. Его лицо, подобно другим ангелам, выражало кротость и полное блаженство. У него было высокое и широкое чело, что указывало на его глубокий и проницательный ум. Он был прекрасен и совершен собой, и во всем его поведении проявлялось величие и благородство. Когда же Бог сказал, обращаясь к Своему Сыну: «Сотворим человека по образу Нашему», тогда у сатаны проявилась зависть ко Христу. Он также хотел принимать участие в сотворении человека, и так как он не был приглашен на совет по этому случаю, его сердце наполнилось завистью, ненавистью и злобой. Он стремился к тому, чтобы получить наивысшее почтение после Бога на небе». (РП5:36)
Зло и вражда появились во вселенной тогда, когда в сердце Люцифера зародилось беззаконие, а именно его желание стать еще одним богом. Беззаконие – это отвержение закона, жизнь без закона. Закон Божий говорит: «Я Господь, Бог твой, … да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20:2,3). Это означало, что во всей вселенной нет, и не может быть два, три бога и т.д., может быть только один Бог, Которому принадлежит служение и поклонение. «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Матф.4:10).
И если Христос по природе Своей не был еще одним Богом, но был Богом пришедшим во плоти, за Него сказано: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу» (Фил.2:6), то есть для Него не было воровством положения «быть равным Богу». Люцифер же изначально будучи лишь творением, «говорил в сердце своем: “взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему”» (Ис.14:13,14). Он претендовал и добивался того, что ему не принадлежало по праву, поэтому Его действия были направлены на воровство, и, по сути, являлись нарушением Закона Любви.
Если бы Люцифер захотел стать подобием Всевышнего по характеру, то в этом не было бы греха. Все ангелы хотели походить на Творца, стремились быть подобными Ему, отображать Его любовь, Его благодарность, милость и все Его лучшие качества. Но, несмотря на то, что Люцифер ходил среди огнистых камней и находился на самом почетном месте среди всех сотворенных существ, он перестал довольствоваться тем, что Бог ему дал и захотел иметь еще больше: больше власти, большего положения, большего подчинения. Он захотел уподобиться Богу по положению и стать еще одним богом во Вселенной. Престол в Библии всегда связан с господством, властью, управлением, что говорит о том, что он хотел командовать и распоряжаться ангелами, чтобы они служили ему как Богу. Именно в этом он хотел быть «подобен Всевышнему», и именно это было нарушением закона Небес.
«14 Постепенно Люцифер взрастил в себе стремление к самовозвышению. В Писании сказано: «От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою» (Иез.28:17) … Несмотря на то, что слава, окружающая его, исходила от Бога, этот могущественный ангел начал смотреть на нее как на собственную. Недовольный своим положением, хотя он и был возвеличен превыше всех небожителей, Люцифер осмелился добиваться славы, подобающей только единому Творцу. Вместо того чтобы направлять внимание, любовь и верность всех небесных существ к Богу, он стремился заставить их преданно служить себе. Желая славы, которой Безграничный Господь окружил Своего Сына, этот князь ангелов домогался власти, принадлежащей только Христу». (ПП1:14)
Люцифер не мог позавидовать Богу, Которого никогда не видел. Как можно позавидовать Тому, Кого не видишь? Ведь «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Иоан.1:18). Кто видел Бога? – Никто! Когда Его видели? – Писание говорит: никогда! Павел же добавляет «и видеть не может» (1Тим.6:16), так как Он есть Бог невидимый.
Итак, как невозможно позавидовать тому, кого ты не видишь, то Люцифер позавидовал не Богу Отцу, которого даже увидеть не возможно, ни Духу Святому, которого так же невозможно увидеть. Да и быть таким же вездесущим и всемогущим как Отец или Дух Святой тоже невозможно. Он позавидовал Тому, Кто был всегда рядом, Кого он видел, с Кем имел общение напрямую, Кого он знал, и Кто вопреки его ожиданиям был приглашен на совет Божий. Он позавидовал именно Сыну Божьему – архангелу Михаилу и захотел занять Его место во вселенной.
До сих пор роль Архангела Михаила среди небожителей была неоспоримой. Так как все ангелы появились позже Него, и не видели, как появился Сын Божий, то подобно людям, тайну Его происхождения и положения они должны были принимать на веру.
Так же как и на земле, Христос, занимал не самое высокое и знатное положение: ни положение царя, или императора, но и не самое низкое: не бомжа какого-нибудь или раба, но положение пророка, чтобы и бедный мог подойти к Нему и богатый не стыдился. Так и на небе в образе архангела Михаила в то время Он занимал не самое высокое положение и не самое низкое. Он занимал положение среднее, чтобы каждый мог общаться с Ним не стесняясь подойти к Нему, и не бояться быть отвергнутым. Он был невзрачным, не было в Нем ни вида, ни величия, Он не был украшен так, как был украшен Люцифер и не нес служение как херувим, но Он был Сын Божий и они должны были принимать это на веру. Его отношение покоряло сердца ангелов, и они любили Его всем сердцем. И когда пришло время творить новые миры, Бог позвал на совет не ангелов, не херувимов, но Своего Сына архангела Михаила, так как именно Им и для Него все создавалось.
Как и откуда появилось зло
Люцифер отказался верить в то, что между ним и Сыном Божиим лежит огромная и непреодолимая пропасть, что они различаются не только по положению, но природе и по происхождению и с этого началось его падение. Посчитав себя равным Сыну Божьему, он решил, что его самолюбие слишком уязвлено, что на совет пригласили не того, кто занимал большее положение, кто был мудрейшим, красивейшим и величественнейшим из ангелов, а пригласили Того, Кто занимал среднее положение среди них.
Отказавшись верить, Люцифер позавидовал архангелу Михаилу, и в его сердце родилась идея занять место Сына Божьего. Он думал, что стоит ему чуть-чуть поднапрячься, слегка поработать над собой, и он сможет быть таким же и даже превзойти архангела Михаила, чтобы занять на совете Божьем Его место. «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов…, буду подобен Всевышнему» (Ис.14:13,14) – думал он. Согласившись с искушением мыслить так, Люцифер согрешил, в его сердце зародился грех – противление Богу. Он сам себя начал делать богом.
Позавидовав, Люцифер нарушил десятую заповедь Закона Божьего, и он почувствовал, что у него в сердце начало что-то происходить. Никогда прежде он не чувствовал угрызения совести. Его совесть, его закон вложенный в сердце Самим Творцом начал работать и осуждать его за эту непомерную гордость и за эти стремления.
И нет бы, подойти к Богу и спросить, «что происходит в сердце моем?», чтобы Бог помог решить его проблему, остановил бы зло, и направил бы его на путь истины. Вместо этого он решил сам разобраться во всем, потому как решил, что если он стремится быть как Бог, то у него хватит мудрости разобраться во всем этом самому. Но чем больше он пытался разобраться в этом сам, тем больше он отстранялся от Бога, и тем больше осуждала его совесть. Укоренившись в своем противлении, он стал «сатаною» – «противником» Богу.
Если бы тогда Бог уничтожил сатану, то остальные ангелы не поняли бы что произошло. Вот был величественный ангел, который доносил им волю Божию любовь, откровение, свет, сияние славы, вот он был, и вот его не стало. Куда он исчез? Никакое бы объяснение, что вот в нем зародилось зло, не смогло бы объяснить ангелам, что это такое зло и почему оно достойно смерти, ведь они никогда с этим не сталкивались, и не понимали, что такое зло. Во всей вселенной воцарился бы страх, а где есть страх, там нет любви Божьей. Все живые существа начали бы поклоняться Богу из-за страха, чтобы не быть также уничтоженными. Поэтому Бог оставил сатану жить среди них дальше и позволил ему проявить себя.
Можно было бы конечно пересотворить всех ангелов и сделать вид, что никогда ничего и не было, но это были бы уже другие ангелы, а не те же самые. И Бог не хотел каждый раз при каких-либо неправильных действиях истреблять всю вселенную. Было бы неправильно при каждой какой-нибудь неудаче пересотворять всех живых существ. Он хотел, чтоб все понимали, что происходит, поэтому Бог дал сатане проявить себя, и раскрыть сущность зла.
Тем не менее, Бог работал над сердцем сатаны. Он понимал, что возник вопрос, что же происходит, Бог стучался в его сердце, объяснял ему, но чем дольше сопротивлялся сатана, тем меньше он хотел слушать Бога. Преподнося истину в искаженном свете, он начал распространять свою обиду и свои решения среди ангелов, наводя, таким образом, смуту во вселенной. Действуя ложью, хитростью и искажением фактов, сатана стал «диаволом». Диавол переводится как два лица, двуличность, двойственность, или как невозможность быть одной истиной, или обманщик.
Ангелы никогда не сталкивались с обманом, их никогда не обманывали, и впервые столкнувшись с ложью, они не могли понять, где истина. Диавол показывал им, что это не справедливо, что позвали на совет не его, а Михаила, что он мог бы лучше помочь Богу в планировании творений и новых миров. Что у него мудрости хватило бы, чтобы что-то сделать, а Бог не доверил ему, и просто не справедливо возвысил Архангела.
Многие ангелы начали сочувствовать ему, а некоторые даже становиться на сторону сатаны, принимая его взгляды. (Ставшие на сторону сатаны ангелы, избрали его своим богом, отошли от Бога Истинного и впоследствии стали бесами.)
Чем больше сатана обретал себе сторонников, тем больше укреплялся в своем восстании и решимости идти против Бога. Он видел, что Бог медлит с наказанием и думал, что это оправдывает его действия, что Бог, наверное, все-таки считает, что он прав, раз не наказывает и не истребляет его. Все свои доводы он приводил ангелам.
Настало время, когда все ангелы узнали о том, какую претензию имеет сатана к Богу. И чтобы этот вопрос закрыть рас и навсегда. Бог как написано в писании, собирает на совет всех ангелов Божиих и «вводит Первородного во вселенную». На этом собрании Бог возвеличил Сына перед ангелами, еще раз показав перед всеми Его природу и положение, говоря: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя», И еще: «Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном», «и да поклонятся Ему все Ангелы Божии» (Евр.1:6).
Все ангелы понимали, что поклонение принадлежит только Богу. Это мы видим из того, что ангел которому хотел поклониться Иоанн говорит ему: «не делай этого ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам Богу одному поклонись». И вдруг Сам Бог призывает поклонится первородному Сыну Божьему, Михаилу Архангелу, в последствии ставшему Христом. И таким образом сам Бог показывает, что этот первородный отличается от всех них, и Ему принадлежит поклонение как Богу и Творцу. А значит Он Бог. Таким образом, получается, что первородный Сын Божий является Единственным Богом и Творцом всей вселенной.
Итак, как Сам Бог призвал поклониться Христу, то все ангелы поклонились Ему. В это время пишет Е. Уайт, поклонился и сам сатана, и он испытывал величайшую радость в поклонении, но чем больше времени проходило после этого, тем больше все те недовольства вспоминались ему, и он опять ожесточая свое сердце, чтобы не слышать голос совести, с новым рвением вступал в борьбу с Богом.
Пришло время, сатана укрепился и набрал столько сторонников, что открыто, поднял восстание на небе против Божьих заповедей. Он заявил, что ангелы настолько совершенные сотворенные существа, что не нуждаются в контроле совести, не нуждаются в том, чтобы находиться под контролем Божьего закона, так как по природе не могут согрешать. Он говорил, что Божьи законы, законы совести не совершенны, и если бы ему была предоставлена возможность, то он поменял бы эти законы, и руководствуясь своею мудростью построил бы такое общество, которое было бы гораздо счастливее и совершеннее чем то, что создал Творец.
Как всегда при любом конфликте образуется три стороны. Первые это сторонники сатаны, которые сочувствовали ему, и пошли за ним в открытое восстание. Вторая часть ангелов, осталась верна Богу и пошла за Михаилом – Христом, так как слышали, кому принадлежит поклонение. И была третья часть, которая сомневалась и не могла определиться, кто же всё-таки из них прав, сатана и его сторонники, или же Бог. По словам сатаны, Бог не только несправедлив, но и является деспотом, возвеличивающим только Себя, желающим, чтобы только Ему поклонялись, и Который уничтожит любого, кто пойдет против Него.
Если бы в этот момент сатана и его сторонники были бы уничтожены, то сомневающиеся могли бы затаиться и служить Богу уже из-за страха наказания, так как не получилось бы уже служение из любви. Засомневались бы и сторонники Бога. Поэтому Бог дал и этому восстанию время и возможность проявить себя.
Таким образом не понимание Кто Такой Сын Божий и отказ от веры в то, что Он является Богом пришедшим во плоти, привело ко греху, желанию самим стать богами, восстанию на небе и ко всему тому злу, которое сейчас происходит в мире. Если бы все ангелы слушались бы только одного Бога, то этого восстания на небе можно было бы избежать.
Более подробно о восстании на небе читай в книге Е. Уайт «Патриархи и пророки» глава первая «Почему был допущен грех» (ПП1:8-35).
Наверх