«И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря: не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.
И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых. Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч.
После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь.
И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают [ныне] перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их». (Откр.7:1-17)
А теперь давайте выясним, кто эти сто сорок четыре тысячи или кем они не являются.
Представляют ли сто сорок четыре тысячи всех искупленных от земли?
Некоторые христиане предполагают, что сто сорок четыре символизирует всех искупленных от земли, то есть всех спасенных. Но это не так.
Исходя из текста видно, что эти сто сорок четыре тысячи, находятся на земле непосредственно, перед тем как начнется великая скорбь, от которой они придут (Откр.7:14). Эти сто сорок четыре тысячи будут запечатлены перед самым концом земной истории, перед излитием судов Божиих – семи последних язв (Откр.16:1-21). На челах верных Богу людей, будет положена печать Бога живого, до того как будут отпущены четыре ветра земли, что бы уберечь их от неминуемой смерти во время суда над нечестивыми (Иез.9:4-6).
Что сорок четыре тысячи и «великое множество»
Еще существует мнение, что сто сорок четыре тысячи и великое множество людей, которое увидел Иоанн в (Откр.7:9) – это две разные группы людей. Но как мы увидим из текста это тоже не соответствует истине.
Во-первых, седьмая глава является ответом на вопрос поставленный в шестой главе: «ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? (Откр.6:17)». И как мы понимаем, все искупленные устоять в этот день попросту не смогли бы.
Во-вторых, это великое множество представлено победителями в белых одеждах: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих (Откр.7:9)». Именно по поводу этих людей старец спрашивает Иоанна: «сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? (Откр.7:13)». И по поводу этих же людей он сам и отвечает: «это те, которые пришли от великой скорби (Откр.7:14)».
Изучая этот отрывок в контексте всей главы, мы получаем ясную картину той последовательности, в которой апостол получал видение. Вначале он услышал о ста сорока четырех тысячах, потом он взглянул и увидел их. Всё это великое множество – это как раз и были те самые сто сорок четыре тысячи, о которых он слышал и потом увидел. Вам когда-нибудь приходилось видеть сто сорок четыре тысячи человек собранных в одном месте? Если посмотреть на собрание из такого количества людей, то это действительно будет «великое множество». Апостол сперва пишет о том, что он услышал: «И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи», а потом просто описывает своё впечатление от увиденного: «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей».
Поэтому «великое множество людей» увиденные Иоанном, это и есть те 144000 запечатленных.
Сто сорок четыре тысячи из двенадцати колен сынов Израилевых
Так же существует мнение, что в 144000 входит только буквальный Израиль. Но если рассмотреть Священное Писание более внимательно, то мы увидим, что и это не так.
Во-первых, мы видим неточность в перечислении Иоанном колен Израилевых. В книге Бытие (главы 35 и 49) перечисляются 12 колен Израиля, по числу сынов Иакова: «Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Завулон, Иссахар, Дан, Гад, Асир, Неффалим, Иосиф, Вениамин».
На горе Синай, когда народ Израилев создал себе ложного бога – золотого тельца – и возроптал, только колено Левия осталось верным Господу и откликнулось на призыв Моисея (Исх.32:26). За это Бог выделил колено Левия вместо всех первенцев Израиля дав ему особое служение – священство. А из оставшихся 11 колен по повелению Творца было снова создано 12 колен, путем разделения колена Иосифа на два колена – по именам его детей Ефрема и Манассии (Числа 1:10). Таким образом, колено Левия становится 13-м коленом, рассеянным среди 12-ти колен, и не входит в перечисление колен сынов Израилевых(Числ.1гл.).
Однако в книге «Откровение» в перечислении вновь появляются колена Левия и Иосифа, но зато отсутствуют колена Дана и Ефрема. Упоминание колена Иосифа наряду с коленом Манасии вносит некоторую сумятицу, ведь колено Манасии, является половиной колена Иосифа. Почему бы тогда не упомянуть оставшихся как колено Ефремово, которое является второй половиной колена Иосифа?
Вероятнее всего здесь Бог желает показать 12 характеров запечатленных, и именно поэтому колена Дана и Ефрема не перечисляются, так как их характеры не подходят, не могут отражать характер искупленных. Это же подтверждает и описание города искупленных сходящего с неба, в котором так же прослеживается закономерность чисел 12 и 12000:
«И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному.
Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых: с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот.
Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.
Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны» (Откр.21:10-16).
Во-вторых, задолго до написания Иоанном книги Откровения, большинство из двенадцати (12) колен Израиля исчезли, ассимилировавшись в ассирийском плену (4Цар.17:22-24).
В-третьих, по пророчеству Даниила, Израиль перестал быть народом Божиим задолго до написания Иоанном книги Откровение. Пророк Божий не мог не знать об этом, так как это произошло в его дни.
«Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых». (Дан.9:24)
Семьдесят седмин закончились в 34-м году нашей эры, когда народ Израильский в лице духовенства окончательно отрекся от Христа, осудил христианство, и когда побиение Стефана камнями, ознаменовало начало гонения на христиан. В это время народ Израильский перестал быть народом Божиим.
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, мы видим, что сто сорок четыре тысячи , представленные Иоанном в книге Откровения 12-ю коленами, не могут относиться к буквальному Израилю, но к духовному. Как говорит апостол Павел: «Ибо не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но [тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу, [а] не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим.2:28,29). А так как Иудеи перестали быть народом Божиим только потому, что отвергли Христа, то эти сто сорок четыре тысячи, должны быть христианами, которые в своем учении, во многом похожи на верных Иисусу Иудеев.