В чем суть субботы

Зачем вообще нужна заповедь о субботе? Многие субботники, отвечая на этот вопрос, скажут: «для того, чтобы человек помнил о Боге». Но не будем забывать, что суббота была учреждена еще до грехопадения, когда Адам мог общаться лицом к лицу с Господом. Или Бог изначально сотворил его со сверхкороткой памятью? Да и теперь, разве мы не должны вспоминать о Боге и в обычные дни, кроме субботы? Или мы вспоминаем о Боге в субботу, чтобы забыть о Нем до следующей субботы? Конечно же, нет!

Почему тогда заповедь о субботе начинается со слов «помни»? и что мы должны по ее призыву помнить?

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20:8-11).

Так что же мы должны помнить? Просто день субботний, или покой который мы обретаем в Боге в этот день?

«Помни день (отрезок времени) «шабат»». Слово «шабат» идущее после слова «день» переводится как «покой», подразумевая «Божий покой». И так как здесь нет даже никакого намека на то, что речь идет о названии дня, то вероятнее всего здесь говорится о его предназначении, и переводить необходимо тем значением слова, которое оно имело изначально, то есть «покой Божий».

Далее в заповеди так же речь идет о днях: «шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – «шабат» Господу, Богу твоему» (Исх.20:9,10). И Бог называет седьмой день – «днем седьмым», и никак иначе. Слово «шабат» – опять говорит не о том, как называет Бог этот день, а о том, что человеку нужно делать в день седьмой, – входить в покой, посвящая это время Господу, так как этот «Божий покой» противопоставляется союзом «а» – шести дням работы. Действию производимому в шесть дней – «работа», противопоставляется другое действие, производимое в седьмой день – «покой».

Но, так как евреи, «день седьмой» назвали словом: «шабат», как производное от того, что должно происходить в этот день, и ставшее звучать на других языках как «суббота», то «шабат» – переводимое как «покой Божий», стал ассоциироваться у них в этой заповеди просто с седьмым днем недели. Из-за этого у евреев возникла путаница к чему необходимо устремляться, к покою Божьему или к седьмому дню. Потеряв из виду «Божий покой», евреи возвеличили «день субботний», как день отдыха, возведенный в культ безделья. А потому они потеряли цель и суть субботы: ради чего необходимо останавливаться в делах своих, и, заблудившись, погрязли в ограничениях, что можно делать в день субботний, а чего нельзя, то есть впали в фанатизм.

Фанатизм – это удвоение усилий, когда цель уже давно забыта.

Евреи возвеличили день, вместо Бога, и храм, вместо живущего в нем. И все соблюдение субботы у них свелось к исполнению обрядов и ритуалов: что можно делать в этот день и чего нельзя. Но чем плох обряд или ритуал? Тем, что заменяет собой настоящие отношения, и уводит в сторону. А когда к субботе начинают относиться формально, то это приводит к тому, что ее начинают просто ненавидеть, и не о какой радости тогда уже речь не идет.

Но что важнее, не делать ради того, чтобы просто не делать или не делать ради того, чтобы не отвлекаться от самого главного?

Удержать ногу свою ради «шабата» (Ис.58:13), означает удерживаться не просто ради дня, но ради того, чтобы войти в покой Божий и пребывать в нем, не нарушая его, ради того, чтобы находиться в мире с Богом. В субботу должно произойти поклонение Богу – признание над собой Его власти, а для этого необходимо перепосвящение себя Господу. Так как самое настоящее поклонение и прославление Господа, происходит тогда, когда Истинный Бог восседает на троне нашего сердца, в нашем доме, в наших помыслах, в нашей жизни, в наших чувствах и т.д.

Слово, переведенное как «помни» звучит не столько в значении «не забывай», сколько в значении «всегда держи в голове», «в памяти твоей» или «в поле зрения», то есть «устремляйся к этому постоянно», «живи субботним покоем всю неделю», а не только по субботам, как если бы ты посвятил себя этому целиком.

Четвертая заповедь призывает нас всегда держать в поле зрения Божий покой и устремляться к нему постоянно. Другими словами, заповедь говорит: всеми мыслями и всею душой устремляйся в Божий покой.

Жить субботним покоем, означает заново переживать те отношения, которые человек имеет с Богом в субботу. Учиться жить в покое Божьем. И тогда суббота будет являться средством обретения отношений с Богом, а также примером того, каким должно быть наше отношение к Богу в другие дни.

Субботство – это не просто напоминание о Боге – Творце, но проявление любви к Богу на практике, исполнение первой и наибольшей заповеди Божьего Закона, и чтобы это осуществить, человеку предлагается в отделенное Богом время оставить все свои человеческие устремления и дела. Ведь если мы по-настоящему любим Бога всем сердцем, то с радостью оставим все свои дела, чтобы не на словах, а на деле ценить время которое Он уделяет нам, и провести все это время с Ним.

При правильном переводе и с пояснениями четвертая заповедь выглядит так:

Будешь устремляться к покою Божьему, направляя все свои мысли к нему, и бережно хранить его от всего, что к этому покою не относится.

В шесть дней будешь работать и делать всякие дела свои, в седьмой же день, ты войдешь в покой от всех дел своих, посвящая его Господу Богу твоему.

Ты войдешь в покой Мой, и, находясь в нем, не будешь делать никакого дела своего, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни скот твой, ни кто-либо из твоего окружения;

Ибо и Господь в шесть дней сотворил для Себя небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой успокоился от всех дел Своих, посвятив его Своему творению.

И изрек Господь благое слово на покой Свой, посвятив его Своему творению, очистив его от всего, что могло бы помешать установлению близких отношений.

В этой заповеди мы видим изречение Божьей мысли в виде «хиазма», где первая мысль перекликается с последней, обозначая границы повествования и определяя тему, «о чем будет идти речь»: Будешь устремляться к покою Божьему, чтобы святить его, как и Бог благословил и освятил его.

Вторая мысль созвучна предпоследней, и вводит конкретику, «что и почему»: «В шесть дней будешь работать и делать всякие дела свои, в седьмой же день, ты войдешь в покой от всех дел своих, посвящая его Господу Богу твоему», «Ибо и Господь в шесть дней сотворил для Себя небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой успокоился от всех дел Своих, посвятив его Своему творению».

И центральная мысль всегда одна: она несет «основную идею этого текста»: «Ты войдешь в покой Мой, и, находясь в нем, не будешь делать никакого дела своего, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни скот твой, ни кто-либо из твоего окружения».

В данном случае речь идет об устремлении и вхождении человека в покой Божий. Кода цель будет достигнута, то ты не будешь делать никакого дела, имеется в виду своего, живя для Господа, и не только ты, но и все твое окружение. «Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный» (Евр.4:10,11), ибо «для народа Божия еще остается субботство» (Евр.4:9).

Но, что такое «субботство»? Понятие субботства встречается еще в Пятикнижии Моисея, где Бог говорит: «шесть дней пусть делают дела, а в седьмой – суббота покоя, посвященная Господу» (Исх.31:15).

Выражение «суббота покоя» на иврите звучит как «шабат шабатон», и переводится как «суббота субботства», или «покой покоя». Для многих это звучит как «масло масляное», но на самом же деле это не так. Само слово суббота (шабат) переводится, как «перерыв», «покой», а субботство (шабатон) говорит о соблюдении этого праздника. И если первое слово «покой» можно отнести к дню покоя – субботе, то второе слово «покоя» говорит о том, каким должно быть состояние человека в этот день, чтобы он мог соблюсти этот покой.

Так, как же человек должен субботствовать, каким должно быть его состояние в день покоя, чтобы ему войти в покой Божий? К какому покою нам нужно устремляться, и что это дает нам уже сейчас? Какая нам польза от вхождения в покой Божий?

Будешь устремляться в покой от обремененности и трудов своих

С грехопадением люди осуетились, погрязли в заботах, несут непосильное бремя трудов, переживаний и беспокойства из-за недоверия Богу и неуверенности в завтрашнем дне. А недоверие возникает потому, что нет отношений с Ним.

Поэтому Бог говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф.11:28). Посвятите свое время Мне, взыщите Меня и найдете, если взыщите всем сердцем вашим. Войдите в покой Мой и обретете покой душам вашим, покой от суеты, перенапряжения, депрессии, тревоги и раздражительности, переживаний, и постоянной усталости.

Бог предназначил субботство для народа Своего. За этот день мир от человека не убежит. Зато, освобождая свое сердце от суеты, он научится переводить дыхание, останавливаться от дел своих, посвящая это время Господу, и познавая Бога пребывать пред лицом Его в возвышенном состоянии духа и легкости от ощущения Божьего присутствия. Соблюдая субботу, человек учится полагаться на Господа, доверять Ему и довольствоваться тем, что имеет.

Будешь устремляться в покой от дел своих – от угождения прихоти своей

Бог предусмотрел, чтобы человек каждый седьмой день останавливался и полностью освобождался от дел своих, чтобы не забывал думать и о других. Каждый день, занимаясь только своими делами, мы постепенно привыкаем думать только о себе. И если никогда не останавливаться от угождения себе, то наш эгоизм будет только набирать обороты, и мы будем становиться полнейшими эгоистами. Только останавливаясь от дел своих, мы начинаем замечать нужды других людей. Таким образом, субботний покой от дел своих, работает как прививка и защита от эгоизма.

Будешь устремляться в покой от греха, вражды и непокорности

В послании к Евреям главы 3 и 4, повествуют о том, что ожесточение сердец, ропот и непокорство противопоставляется или мешает вхождению в покой Божий. «Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой» (Евр.3:7-11). «Против кого же клялся Он, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?» (Евр.3:18). «Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак, постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность» (Евр.4:10,11).

И если, как мы выяснили в книге «Спасение во Христе», грех это противление Богу и вражда с Ним, то есть непокорность Творцу, то вхождение в покой Божий и нахождение в нем сохраняет нас от греха.

До тех пор, пока человек сам себя считает господином своей жизни, другому Господину он никогда подчиняться не станет. Суббота это день поклонения Творцу, и когда мы приходим к Богу на поклонение, то признаем Его Господином своей жизни и смиряем себя перед Ним.

Люцифер, приняв решение обрести власть подобную власти Всевышнего, перестал соблюдать и первую, и четвертую заповедь Закона Божьего. Он начал говорить «в сердце своем: “взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему”» (Ис.14:13,14), и перестал посвящать субботу Господу Богу своему, так как начал считать себя господином своей жизни, и смириться перед Богом не захотел. Подобно ему, все кто отвергает четвертую заповедь Закона Божьего, делают себя богами, и отказываются признавать Бога своим Господином, а потому им грозит и участь сатаны – «противника» Бога.

Каждая суббота вечности служит напоминанием о том, что есть над нами Высшая власть и призывает нас признавать Бога своим Господином. Правильное соблюдение заповеди о субботнем покое, сохраняет нас от непокорности Творцу, и уберегает нас от греха.

«Суббота, свидетельствующая миру о Боге как о Творце, также свидетельствует о Нем как об Освящающем нас. Сила, сотворившая все, восстанавливает душу по Его подобию. Для тех, кто святит день субботний, он является знамением освящения. Истинное освящение – это согласие с Богом, единение с Ним в характере. Оно приходит через повиновение принципам, отражающим Его характер. И суббота – это знамение послушания. Тот, кто искренне повинуется четвертой заповеди, будет повиноваться и всему закону. Такой человек освящается через послушание» (СЦ67:35). Заповедь о субботе запечатлевает Божий закон в нашем сердце, и делает наш характер способным ее соблюдать.

Грех есть восстание против Бога, вражда с Ним, непокорность Ему. Но «…мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе». (Фил.4:7) Мир в данном случае это покой от вражды. Ибо находясь в покое Божьем невозможно грешить. Поэтому основная задача в субботний день это не пустое время препровождение, не безделье, но вхождение в покой Божий. И если человек не достигает мира с Богом в субботу, то это говорит о том, что он неправильно соблюдает субботу.

Так в чем же суть субботы?

Суть субботы заключается в том, чтобы сохранить и укрепить отношения верности между человеком и Богом, напоминая ему о любви и верности Создателя.

Посвящая время Господу Богу своему, мы взираем на Него и размышляем о Нем, вследствие чего мы возрождаемся от Бога: «взирая на славу Господню, мы преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2Кор.3:18), и перестаем грешить, так как «всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1Иоан.3:9). Христос подобно семени западает в наш разум и сердце, и возрождает нас к новой жизни – жизни во Христе Иисусе, Господе нашем, и мы не можем грешить потому как в наших мыслях и сердце в это время пребывает Сам Бог.

И если Сам Бог приглашает нас войти в покой Его, то неужели мы осмелимся отказаться? Ведь в нем, все, что предлагает нам Господь, многократно превосходит все то, что мы могли бы достигнуть своими силами. И вся наша заслуга заключается лишь в том, что бы мы согласились это принять. А потому, каждый день, всем сердцем, всеми мыслями и всею душой будем устремляться в Божий покой!

Наверх