«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20:8-11).
«Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему. Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты; и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Втор.5:12-15).
Перед нами поднимаются следующие вопросы: 1) Почему в разных местах заповедь о субботе звучит по-разному? 2) Если Божий Закон существует от вечности, и был еще до сотворения земли, то зачем в нем упоминается о рабстве, о сотворении земли и о выходе евреев из Египта? 3) И изменяет ли это суть Закона Божьего?
Стала ли суббота еврейской из-за упоминания в ней об отношениях Бога с евреями?
Из-за того, что в заповеди о субботе есть упоминание, об отношениях Бога с евреями, множество христиан называют четвертую заповедь Бога «Еврейской субботой». Но нигде в Библии это выражение не встречается. Седьмой день называется «субботой Господней», и его никогда не называют «субботой иудеев» (Исход 20:10).
Лука, автор Нового Завета, обращенный из язычников, часто ссылается на то, что было сугубо еврейским. Он пишет о «нации Иудеев», «народе Иудеев», «земле Иудеев» и «синагоге иудеев» (Деяния 10:22; 12:11; 10:39; 14:1). Но он никогда не ссылается на «Субботу евреев», хотя неоднократно упоминает Субботу.
Христос также учил, что «суббота была создана для человека» (Марка 2: 27). Адам и Ева были единственными людьми, существовавшими на земле, когда Бог устанавливал на ней Субботу. Евреи в мире появились только спустя 2000 лет, поэтому суббота никогда не предназначалась только для евреев. Иисус использует термин «человек» в общем смысле, имея в виду все человечество. То же слово используется в связи с институтом брака, который также был введен при сотворении мира. Конечно, ни один христианин не может поверить, что брак был обязателен только для евреев, но по отношению к Божьей заповеди, почему то звучат такие высказывания.
Является ли Божий Закон еврейским, и не обязательным для остальных, только потому, что в нем фигурируют отношения Бога с евреями? Нет, конечно же.
Изменяется ли суть Закона Божьего этими дополнениями?
«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20:2,3).
Если закон Божий вечен и не изменен как и Сам Бог, существовал от вечности еще до начала творения, то о какой земле, о каком Египте и о каком рабстве идет речь в первой и четвертой его заповеди? Ведь до сотворения земли и до потопа не было Египта, и до грехопадения не было никакого рабства. А если речь идет о конкретном Египте и о конкретном рабстве, то какое отношение это имеет к ангелам или к Адаму?
Единственная земля, из которой Бог вывел Адама это Рай Едемский: «и выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт.3:23,24). Так неужели Адам должен был вспоминать о Рае Едемском как о рабстве Египетском? Или слова: «Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства», появились позже и относились вовсе не к нему?
Давая заповедь Израильтянам в написанном виде, Бог желал уточнить, Кто для них является Богом на основании их взаимоотношений с Ним. Но изменили ли эти слова, добавленные в заповедь для них, суть заповеди Закона Божьего: «Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим», смысл которой заключается в том, что бы мы сделали Его единственным для себя Богом. Или теперь она стала звучать по-другому? К примеру «да не будет у тебя только Египетских богов»? Нет! Только теперь на эту заповедь для евреев наложился отпечаток личных взаимоотношений с Богом показывая какой именно Бог является истинным Богом, а именно Тот, Который вывел их из рабства Египетского со всеми чудесами произведенными там.
То же относится и к четвертой заповеди. Закон Божий существовал и до сотворения земли. Подавая пример и поясняя человеку, как и почему необходимо праздновать субботу, Бог говорит: «ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20:8-11).
В другом месте, зная о хитрой еврейской натуре, и переживая о его подопечных и о пришельцах, а также о рабах и о животных, Бог поясняет, что и им тоже необходимо давать праздновать субботу, потому что Бог является и их Господином тоже, и заботится о них так же как заботился и о евреях когда они тоже были в рабстве. «Не делай [в оный] никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты» (Втор.5:12-15).
А вот следующий стих еще более интересен: «помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Втор.5:12-15). Как это суббота Господня стала связана с выходом евреев из Египта? И почему об этом необходимо помнить? И изменяет ли теперь это повеление саму суть Закона Божьего?
Закон Божий остается неизменным, несмотря на наши новые опыты с Богом и новые оттенки взаимоотношений налагаемые на него. Суть Божьего Закона остается прежней.
Это как если бы на праздник Нового Года, пойдя посмотреть на фейерверки, я познакомился со своей второй половинкой, а через пару лет, так же на этот же праздник мы решили расписаться, и это стало бы так же праздником создания нашей семьи. А еще через пару лет у нас родился ребенок так же на этот же праздник. Изменился ли от этого праздник Нового Года? Нет! Но теперь именно для нас, он имеет еще и иной, дополнительный оттенок празднования.
Точно так же дела обстоят и с Законом Божиим. Существовал ли Закон Божий до выхода Евреев из Египта? Да! А до сотворения нашей земли? Естественно! Изменился ли сам Закон только потому, что Бог вынужден был напомнить о нем Евреям и дать им его в написанном виде? Нет! И оттенок личных взаимоотношений Бога с евреями, никак не изменяет суть Закона Божьего.
Это относится и к первой заповеди, и к заповеди о «субботе», и к заповеди «не пожелай»: «не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх.20:17), так как на небе нет рабства.
Разъясняя закон Божий для грешного человека, Иисус никак не изменяет сути этого Закона: «не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной.
Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матф.5:17-22, 27-28).
Слово «исполнить» (4137) переводится как: наполнить, дополнить, исполнить не в смысле «выполнить и отменить», а в смысле «наполнить смыслом», «дать сверх того, что дано», как «исполненный сосуд». Это подобно тому, как бабушка на базаре продает семечки, наполнив баночку, она утрамбовывает ее, и потом еще насыпает горку сверху.
Стали ли эти разъяснения Иисуса новым законом, но уже для христиан, отменяя предыдущий Божий Закон? Или Его объяснения и наполнение заповедей духовным смыслом не отменяет того, что было сказано ранее?
Итак, мы видим, что разъяснения не отменяют Божьего Закона, и никаким образом не изменяют его. Закон Божий может звучать на разных языках, быть пересказан разными словами, но смысл и суть его неизменны.
Зачем тогда в Законе Божьем есть упоминание о Египетском рабстве? И почему об этом необходимо помнить?
«И помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Втор.5:15).
Выход из Египта является прообразом второго пришествия Христа
Давая обетование Аврааму, и заключая с ним завет, Бог, зачем то запланировал четырехсотлетнее рабство его потомков, после которого Он произведет суд и выведет их с Большим имуществом: «И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом» (Быт.15:13,14). Зная, что это не было наказанием Авраама и что у Бога ничего не происходит просто так, мы можем рассмотреть, зачем это было нужно. «Все это происходило с ними, [как] образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор.10:11).
Египетское рабство для Народа Божьего не было случайностью. Бог предусмотрел его для того, чтобы выход из него был прообразом второго пришествия Христа. Египетское рабство было прообразом порабощения нашего мира проклятьем греха, а выход из него и вхождение в землю, где течет молоко и мед, стало прообразом выхода из этого мира и вхождением в небесный Ханаан.
Проведя параллель между событиями связанными с выходом из Египта и вторым пришествием Христа, которое произойдет в будущем, Бог установил несколько праздников в память именно об этом событии, и строго настрого повелел евреям не только исчислять их, но и праздновать, передавая эту информацию будущим поколениям. Празднование этого события Бог разнес во времени: одни праздники, такие как Пасха и Опресноки праздновались весной, другие, такие как Юбилей и Кущи праздновались осенью, а еще один праздник наложился на четвертую заповедь. В этих праздниках Бог мудрым образом сокрыл установленный Им день второго пришествия Христа: «ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых» (Деян.17:31).
Бог повелел, что бы евреи помнили, хотя и не понимали, для чего они празднуют именно так и именно эти дни, но все что они делали, имело огромное значение для будущего. Когда эти праздники начали исполняться по существу и во времени, они открыли ключ к пониманию остальных праздников. Иисус умер на праздник Пасхи, которая олицетворяла смерть Христа как пасхального агнца. Воскрес на праздник потрясания первых снопов, как первенец из умерших, Дух Святой излился на праздник седмиц «пятидесятницы» – праздник сбора урожая, и пошел сбор урожая нивы Божьей, три тысячи крещаемых, пять тысяч и т.д. Эта закономерность исполнения праздников по существу и во времени, говорит о том, что и остальные праздники должны исполниться так же.
В числе остальных праздников, которые должны исполниться по существу и во времени, находится и «суббота Господня», которая является прообразом «Дня Господня великого и страшного», что говорит нам о том, что «День Господень великий и страшный» случится в одну из «суббот Господних». А так же, являясь прообразом вхождения в вечный Божий покой, говорит нам о том, что именно в одну из таких суббот, мы войдем в Небесный Ханаан. Наложив этот отпечаток на субботу, и повелев евреям помнить об этом, Бог сокрыл в этом тайну времени второго пришествия Христа еще от времен Моисея. И это дополнительное празднование никак не влияло на основную суть Закона Божьего.
Наверх