«И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире [и] будешь погребен в старости доброй; в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо [мера] беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Быт.15:13-16).
На сегодняшний момент существует два толкования этого пророчества. Предлагаю рассмотреть оба, чтобы выяснить какой из них правильный:
Толкования
Толкование № 1:
«Вопрос, который Вы задаете интересный и довольно сложный. Интересен он потому, что хотя многие читают Библию, очень немногие знают, что еврейский народ был в Египте не 400 лет, а гораздо меньше. Об этом ясно говорит сама Библия.
Вот библейские тексты, которые освещают этот период:
“И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их 400 лет” (Быт.15:13).
“И сказал ему Бог, что потомки его будут переселенцами в чужой земле и будут в порабощении и притеснении лет 400” (Деян.7:6).
“Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было 430 лет. По прошествии 430 лет, в этот самый день вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью” (Исх.12:40).
“Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя 430 лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу” (Гал.3:17).
Как видите, во-первых, различия в сроке (400 и 430), а самое главное, где точка отсчета?
Начну с обратного. Родословия книги Исход ясно показывают, что потомки Иакова жили в Египте около 200 лет. Давайте посчитаем. Для примера рассмотрим родословную Моисея:
“Вот имена сынов Левия по родам их: Гирсон и Кааф и Мерари. А лет жизни Левия было сто тридцать семь.
Сыны Каафовы: Амрам и Ицгар, и Хеврон, и Узиил. А лет жизни Каафа было сто тридцать три года.
Амрам взял Иохаведу, тетку свою, себе в жену, и она родила ему Аарона и Моисея. А лет жизни Амрама было сто тридцать семь” (Исх.6:16-20).
“Моисей [был] восьмидесяти, а Аарон восьмидесяти трех лет, когда стали говорить они к фараону” (Исх.7:7).
При этом, из (Быт.46:5-11) мы знаем, что Кааф вошел в Египет, а не родился там, но его сын Амрам и внук Моисей родились в Египте. Предположим, что Кааф вошел в Египет, когда ему было 20 лет.
Предположим, что Моисей родился у Амрама, когда ему было 50 лет и Амрам родился у Каафа, когда ему было 50 лет. Считаем с конца: 80 + 50 + 50 – 20 = 160 лет от момента входа в Египет до исхода. Поскольку годы рождения нам не известны, то срок пребывания в Египте может колебаться от 150 до 200 с небольшим лет.
Но никак не 430 лет. Даже если сложить срок жизни этих людей полностью, 430 лет не получится: Кааф 137 + Амрам 137 + Мосией 80 = 354 года.
Из этого становится очевидным, что срок 430 – это период жизни потомков Авраама в Египте и Ханаане. Это подтверждает текст (Быт.15:13).
“И сказал [Господь] Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их 400 лет”.
В данном месте Писания говорится о потомках, следовательно, отсчет может начинаться только с момента рождения Исаака. Эти 400 лет включают жизнь Исаака, Иакова (Израиля), Левия, и т.д.
Почему же тогда Моисей в (Исх.12:40) говорит “обитали в Египте”? Единственное объяснение этого текста в том, что на тот момент Ханаан был частью Египетской империи. Он находился под военным и политическим контролем Египта, там были военные крепости египтян. Вероятно, поэтому иудейские книжники, переводчики Септуагинты (Ветхого Завета с еврейского на греческий в III веке до н.э.), сделали в этом тексте приписку и написали “обитали в земле Египетской и земле Ханаанской”.
Где-то через 300 лет после такого заключения при написании Септуагинты, апостол Павел напишет: “Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя 430 лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу” (Гал.3:17).
Павел имеет в виду завет с Авраамом, а под словом “закон” он имеет в виду завет у Синая (Исх.19:1), который имел место на 50-й день от исхода из Египта. То есть, апостол Павел тоже считает этот период, как срок жизни и в Ханаане, и в Египте. Примем это за истину, хотя сама формулировка слов Моисея в (Исх.12:40-41) является несколько странной.
Далее, Моисей пишет: “По прошествии 430 лет, в этот самый день вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью” (Исх.12:40).
«По прошествии» от чего прошло 430 лет? И почему Бог говорит Аврааму “400 лет” (Быт.15:13), а не 430?
Павел пишет, что 430 считаются от “завета о Христе”, а Бог говорит о 400 годах для потомков, т.е. с момента рождения Исаака. Исаак родился, когда Аврааму было 100 лет (Быт.21:5). Следовательно, “завет о Христе”, согласно Павлу, имел место, когда Аврааму было 70 лет. Но Аврам вышел из Хоррана, когда ему было 75 лет (Быт.12:4). Значит, Павел имеет в виду не завет с Аврамом в Ханаане (Быт.15:1-13), а обещание о Мессии из его потомков, которое Аврам получил еще в Харране или в Уре халдейском (Быт.12:1). Греческое слово “завет”, в словах “завета о Христе”, можно перевести и как “завещание” или “обещание”.
То есть, за 430 лет до исхода, Бог обещал Авраму в халдейской земле потомка-Мессию, в связи с чем, Аврам и вышел из той земли. Затем, где-то через 30 лет родился Исаак, потомки которого жили в Ханаане, а затем и в Египте 400 лет. В самом же Египте израильтяне жили где-то 210 лет (400-190=210 – см. Быт.21:5; Быт.25:26; Быт.47:9).
Также после Амрама Кааф родил Узиила (Исх.6:18), сыновья Узиила вышли из Египта с Моисеем (Лев.10:4). И здесь мы получаем ту же потерю времени:
Другой пример: как мы увидим ниже, Левий вошёл в Египет в возрасте 44-45 лет. Там он родил Иохаведу, которая стала матерью Аарона и Моисея (Исх.6:20; Чис.26:59). Если мы даже представим, что Левий родил Иохаведу в год своей смерти, в возрасте 137 лет (Исх.6:16), т.е. на (137 – 44 = 93-ем) году пребывания в Египте, затем вычтем от 430 лет пребывания в Египте эти 93 года и возраст Моисея, когда он вышел из Египта (430-93-80=257) получается, что Иохаведа родила Моисея, будучи 257 лет. Разве такое могло быть, ведь все люди не жили в то время так долго, и рождение Исаака Саррой в возрасте 90 лет воспринималось всеми как чудо. Поэтому у нас, как минимум, не достаёт 200 лет для того, чтобы закончить 430 летний период!
Довольно запутанная история. Возможно, Бог допустил это умышленно. Чтобы мы не просто лениво читали Его Слово, но и вникали в него, анализировали, сравнивали текст с текстом, ну и в математике иногда упражнялись».
Такое объяснение в письме я получил от Ивана Малашихина, пастора церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня. Лучшего объяснения этому толкованию, я пока еще не нашел. Назовем его ТОЛКОВАНИЕ № 1.
Толкование № 2:
Второе толкование основывается на тех же текстах Священного Писания, но исходит из того, что Писание должно само себя объяснять, и основываться на здравой логике, потому что обращается к мыслящему человеку.
При этом толковании Библия и слова Самого Бога не ставятся под сомнение, а находится аргументированное Библейское объяснение. 430 лет обитания сынов Израилевых в Египте начинается с момента попадания Иосифа в Египет, а 400 лет рабства и угнетения начинаются с 7-го года голода. Назовем его ТОЛКОВАНИЕ № 2.
Оставить это пророчество вообще без объяснений невозможно, ведь Евреи все-таки были в Египетском рабстве. Об этом свидетельствует подтверждение Библейской истории:
«Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет. По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью». (Исх.12:40,41)
Итак, давайте по порядку проверим оба эти толкования по Библии:
Аргумент № 1. 400 или 430 лет. Задался вопрос: «Кто ошибается Бог или Библия?»
Для ответа на этот вопрос необходимо разобраться в том, какая же из дат 400 лет или 430 лет является верной.
Толкование №1. Если начать исчисление 430 лет от Авраама, то, по словам приверженцев этого толкования, Бог произнес неточную дату. На самом деле там необходимо было произнести не 400 лет, а 430, и не угнетения, а пребывания. Времени же Египетского рабства остается всего 215 лет.
25 лет от заключения завета до рождения Исаака, прибавить 60 лет, в которые Исаак родил Иакова, и плюс 130 лет в которые Иаков вошел в Египет. Получается (25+60+130=215), 215 лет прошло от завета с Авраамом до вхождения его потомков в Египет. Рабства же остается тоже 215 лет (430-215=215). И даже прибавить предположительные 5 лет, то существенно роли это не меняет.
Но если принять во внимание, то, что времени угнетения и рабства было не 430 лет, а 400, то получается, что Египетское рабство продлилось всего 185 лет, вместо 400, по словам Бога (430-400=30), (215-30=185).
Придерживающиеся данного толкования, утверждают, что верна только одна из этих двух дат, а именно 430 лет. Это значит, что безошибочность слов Бога к Аврааму ставится под сомнение. По их мнению – Бог ошибся, в то время как сами толкователи ошибаться не могут.
Но я думаю, что Бог, давая пророчество Аврааму, не мог ошибиться насчет 400 лет угнетения и рабства. А потому: разберем толкование № 2.
Толкование № 2. Начнем с вопроса: какая же из дат 400 лет или 430 лет является верной? Это может показаться странным для оппонентов, но обе эти даты верны, так как, ни Бог, ни Библия ошибаться не могут. Некоторые просто не могут понять, что обитать в Египте и быть угнетаемыми это разные вещи. Бог говорит: потомки твои будут пришельцами в земле не своей, они будут жить, обитать, не в своей родине, а потом их поработят, и будут угнетать их четыреста лет.
Итак, мы имеем историческое подтверждение из источника, который не вызывает сомнений. Подтверждение Библейской истории говорит: 430 лет они обитали в Египте, и лишь 400 лет из этих 430 их угнетали, поработив.
Аргумент № 2. С какого момента необходимо начинать исчисление 400 лет или 430 лет
Толкование № 1. Если исчислять отсчет 430 летнего периода пребывания Израильтян в Египте от завета с Авраамом, то мы увидим, что 400 летнее Египетское рабство должно было начаться, когда Исааку исполнилось 5 лет. (430-400=30) (30-25=5). Но был ли Исаак рабом?
Раскрыть эту ложь можно задав лишь один простой детский вопрос: «Кто и когда поработил Авраама или угнетал Исаака? А зная, что народ, у которого Израильтяне были в порабощении и над которым Бог произвел суд, да так что они вышли оттуда с большим имуществом – это Египтяне, (Исх.11:1-2), то вопрос тогда стоит немного точнее. Когда это Египтяне поработили и угнетали Авраама и Исаака?
Таким образом, мы видим, что приверженцы этого ложного учения либо страдают недопониманием, либо пишут новую Библию.
Мы знаем, что Исаак не был рожден в рабстве, и не был ни кем порабощен. Поэтому 400 лет рабства необходимо начинать не от рождения Исаака, и не с того времени, когда ему исполнилось 5 лет, а значит и 430 лет начинаются не от завета с Авраамом.
Толкование № 2. По словам пророка Е. Уайт: 400 лет угнетения и рабства, предсказанные Богом Аврааму, заканчиваются в тот же день, что и 430 лет обитания сынов Израилевых в Египте, о которых говорит Библия. А значит, эти два события, начинаются приблизительно в одно и то же время, но с разницей в 30 лет.
«6 В тот день завершились события, показанные Аврааму в пророческом видении за несколько столетий до этого: «Потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет. Но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом» (Быт. 15:13, 14). Четыреста лет истекли. «В этот самый день Господь вывел сынов Израилевых из земли Египетской по ополчениям их». Уходя из Египта, Израильский народ вынес с собой драгоценное наследство – кости Иосифа, которые столько времени ожидали исполнения Божественного обетования и в мрачные годы рабства напоминали Израилю об освобождении». (ПП25:6)
«Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет. По прошествии четырехсот тридцати лет, в этот самый день вышло все ополчение Господне из земли Египетской ночью» (Исх.12:40,41).
К концу семи лет голода Иосиф выкупил в рабы фараону всех, кроме жрецов, поэтому исчисление порабощения необходимо исчислять именно с этого момента:
«И пригоняли они к Иосифу скот свой; и давал им Иосиф хлеб за лошадей, и за стада мелкого скота, и за стада крупного скота, и за ослов; и снабжал их хлебом в тот год за весь скот их. И прошел этот год; и пришли к нему на другой год и сказали ему: не скроем от господина нашего, что серебро истощилось и стада скота нашего у господина нашего; ничего не осталось у нас пред господином нашим, кроме тел наших и земель наших; для чего нам погибать в глазах твоих, и нам и землям нашим? купи нас и земли наши за хлеб, и мы с землями нашими будем рабами фараону, а ты дай нам семян, чтобы нам быть живыми и не умереть, и чтобы не опустела земля. И купил Иосиф всю землю Египетскую для фараона, потому что продали Египтяне каждый свое поле, ибо голод одолевал их. И досталась земля фараону. И народ сделал он рабами от одного конца Египта до другого. Только земли жрецов не купил, ибо жрецам от фараона положен был участок, и они питались своим участком, который дал им фараон; посему и не продали земли своей. И сказал Иосиф народу: вот, я купил теперь для фараона вас и землю вашу; вот вам семена, и засевайте землю; когда будет жатва, давайте пятую часть фараону, а четыре части останутся вам на засеяние полей, на пропитание вам и тем, кто в домах ваших, и на пропитание детям вашим. Они сказали: ты спас нам жизнь; да обретем милость в очах господина нашего и да будем рабами фараону. И поставил Иосиф в закон земле Египетской, даже до сего дня: пятую часть давать фараону, исключая только землю жрецов, которая не принадлежала фараону. И жил Израиль в земле Египетской, в земле Гесем, и владели они ею, и плодились, и весьма умножились» (Быт.47:17-27).
По данному толкованию с 7-го года голода, до выхода Израиля из Египта прошло ровно 400 лет.
Иосифу было 17 лет, когда его продали в Египет (Быт.37:2), и прожил там до седьмого года голода почти 30 лет. (430-400=30). В эти 30 лет входят 7 лет голода и 7 лет изобилия (Быт.41:29-30), служение в доме Патифара, да так, чтобы достичь статуса управляющего (Быт.39:4), нахождение в египетской тюрьме и времени хватило что бы его заметили и поставили распорядителем (Быт.39:22), а так же 2 года пока слух о нем дошел до Фараона (Быт.41:1). За время нахождения в Египте Иосиф изменился на столько, что родные братья его не узнали (Быт.42:8). Отсюда мы видим, что прошло немало лет. Иосифу исполнилось около 30 лет, когда он предстал пред фараона (Быт.41:46). А к моменту встречи с отцом, на 2-й год голода, когда Иакову было 130 лет, Иосифу было 39 лет (30+7+2=39), (Быт.45:9-11; 47:9). Значит на момент рождения Иосифа, Иакову исполнился 91 год (130- 39=91). Это согласуется со словами Писания, что Иосиф является сыном старости Иакова (Быт.37:3). К 7-му же году голода Иосифу исполнилось 44 года: (30+14=44).
Итак, мы видим, что до того момента как Иосиф выкупил всех Египтян в рабство сыны Израилевы почти 30 лет обитали в Египте (если быть точным, то получается 27 лет). Что же делать с недостающими 3-мя годами? – спросите вы. Отвечаю: по случаю недостающих 3-х годов существует два объяснения. Евреи любили округлять большие цифры до десятков, это можно увидеть из того как они производили исчисления. (Чис.1:1-46,47), (Числ.26:7-62). В тот момент, когда Иосиф предстал перед фараоном, Иосифу могло быть лет так около 30-ти, то есть 30 с небольшим. Или до 1-го года изобилия, вполне могло пройти 3 года. Но это и не важно, так как нам важен период в 400 лет, начинающийся с 7-го года голода, а не в 430 лет.
Итак, мы видим, что часть сынов Израиля уже 30 лет жили в Египте: Иосиф и Манасия с Ефремом, которые впоследствии стали сынами Иакова, и вошли в отдельные колена:
«И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои; дети же твои, которые родятся от тебя после них, будут твои; они под именем братьев своих будут именоваться в их уделе» (Быт.48:5,6).
Остальные дети Израиля до 2-го года голода, находились еще в Ханаане. После и остальные сыны Израиля вошли в Египет. А к седьмому году голода Иосиф выкупил всех египтян в рабство кроме жрецов. По смерти Иосифа новый фараон уравнял Израильтян именно в это рабство:
«И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]. И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов» (Исх.1:8-11).
«И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте» (Быт.50:26).
«3 Для того чтобы прокормиться во время голода, египтяне продавали фараону свой скот и земли, пока в конце концов не обрекли себя на вечное рабство. Иосиф благоразумно позаботился об их освобождении. Он разрешил им арендовать землю с уплатой пятой части от их трудов.
4 Но детям Иакова не было нужды заключать подобные договора. В благодарность за великую услугу, которую Иосиф оказал Египту, им не только предоставили часть страны для жительства, но они были освобождены от налогов и в достаточной мере снабжены всем необходимым во время голода. Царь всенародно признал, что только благодаря милосердному заступничеству Бога Иосифова в его стране царило изобилие, в то время как другие народы погибали от голода. Он также замечал, что управление Иосифа способствовало процветанию его царства, и в знак особенной благодарности Иосифу окружил семью Иакова своими царскими милостями.
5 Но время шло, и великий муж, которому столь многим был обязан египетский народ, сошел в могилу. «И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа». Дело не в том, что он не знал об услугах, оказанных Иосифом его народу, но в том, что он не хотел больше считаться с этим и стремился предать их забвению. «И сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас. Перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится противу нас, и выйдет из земли нашей».
6 К этому времени израильтяне уже стали весьма многочисленны; они «расплодились, и размножились, и возросли и усилились чрезвычайно, и наполнилась ими земля та». Благодаря неусыпной заботе Иосифа и покровительству царя, который правил при нем, они быстро заселяли страну. Но они держались обособленно, не имея ничего общего с египтянами в обычаях или религии, и их увеличивающаяся численность внушала страх царю и народу, опасавшихся, как бы в случае войны они не объединились с врагами Египта. Но выселению их из страны препятствовали серьезные основания. Среди них было немало талантливых и умных людей, которые во многом содействовали процветанию государства; царь нуждался в таких работниках для возведения великолепных дворцов и храмов, поэтому он уравнял их в правах с египтянами, которые продали себя вместе со всем имуществом государству. Вскоре к ним были приставлены надсмотрщики, и они стали рабами царя в полном смысле этого слова». (ПП22:3-6)
Иосиф действительно позаботился о своих родственниках, что бы они не попали в рабство. Но после смерти Иосифа, новый фараон уравнял их в правах с египтянами, которые продали себя вместе со всем имуществом государству. Он уровнял их именно в то рабство, которое началось за 400 лет до выхода сынов Израилевых из Египта, с 7-го года голода, когда Иосиф выкупил египтян со всем их имуществом фараону.
С Моисеем вышли так же и многие египтяне, которые впоследствии присоединились к Израилю через завет обрезания и стали потомками Авраама по вере, а потому пророчество 400 летнем рабстве относилось так же и к ним. Во время голода они вынуждены были продать свои земли, а потому существовали в Египте наравне с пришельцами или переселенцами. Павел говорит: «Познайте же, что верующие суть сыны Авраама» (Гал.3:7).
Таким образом, мы видим, что Египетское рабство продлилось 400 лет, а сыны Израилевы обитали в Египте 430 лет.
Аргумент № 3. Потомки твои
Толкование № 1. Приверженцы того, что седьмая тысяча лет началась в 2000-ном году, не имея возможности добрать недостающие года, заявляют, что исчисление 430-летнего периода, объявленного в пророчестве, данном Аврааму, необходимо исчислять с того момента, как это пророчество: «Потомки твои будут пришельцами в земле не своей», было ему дано.
Начинать исчисление времени, когда потомки Авраама станут пришельцами в земле не своей, с того времени, когда у Авраама и потомков то еще не было, это полнейший абсурд. Бог не сказал, что ты будешь пришельцем, но говорил о потомках, которых впоследствии поработят, и будут угнетать их ровно 400 лет.
Толкование № 2. В действительности поработили потомков Авраама, а не его самого. И речь в пророчестве идет о потомках Авраама, а о нем сказано: «а ты отойдешь к отцам твоим в мире [и] будешь погребен в старости доброй» (Быт.15:15).
Аргумент № 4. Сыны Израилевы
«Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет (Исх.12:40).
Толкование № 1. Начинать отсчет времени, в которое сыны Израилевы обитали в Египте с того времени, когда и Израильтян то еще не было, и Израиль еще не появился на свет, и сыны у него еще не родились и в Египет они еще не попали – это тоже не логично, так как Авраам не был сыном Израиля. Он был его дедушкой. Иначе тогда Измаил, Исав и остальные дети Авраама (Быт.25:1-4) так же являлись бы сынами Израиля, и тоже были бы в рабстве Египетском.
Толкование № 2. В Египте действительно, из всех потомков Авраама, находились именно сыны Израиля, или же по-другому сыны Иакова:
«Всех душ, пришедших с Иаковом в Египет, которые произошли из чресл его, кроме жен сынов Иаковлевых, всего шестьдесят шесть душ. Сынов Иосифа, которые родились у него в Египте, две души. Всех душ дома Иаковлева, перешедших в Египет, семьдесят» (Быт.46:26,27).
Аргумент № 5. Пребывали в Египте
Толкование № 1. Оппоненты заявляют, что Ханаан на тот момент принадлежал Египту и поэтому Авраам в некотором роде пребывал в Египте. Но если Ханаан принадлежал Египту, то куда же, тогда, его потомки вышли из Египта?
Толкование № 2. Основываясь на словах Библии, мы видим, что Ханаан не принадлежал Египту:
«Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар. Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе, странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву, которою Я клялся Аврааму, отцу твоему» (Быт.26:1-3).
Не ходить в Египет можно лишь тогда, когда не находишься в Египте. Поэтому уже из этих слов видно, что Исаак не был в Египте.
«Всех душ, пришедших с Иаковом в Египет, которые произошли из чресл его, кроме жен сынов Иаковлевых, всего шестьдесят шесть душ. Сынов Иосифа, которые родились у него в Египте, две души. Всех душ дома Иаковлева, перешедших в Египет, семьдесят» (Быт.46:26,27).
Иаков до 130 лет так же не был в Египте, потому как прийти в Египет можно лишь тогда, когда не находишься в нем.
«И пришло время Израилю умереть, и призвал он сына своего Иосифа и сказал ему: если я нашел благоволение в очах твоих, положи руку твою под стегно мое и [клянись], что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте, дабы мне лечь с отцами моими; вынесешь меня из Египта и похоронишь меня в их гробнице. [Иосиф] сказал: сделаю по слову твоему» (Быт.47:29,30).
Через 17 лет Иаков просит Иосифа не хоронить его в Египте, но вынести его из Египта, чтобы быть похороненным в гробнице отцов своих. И эта гробница была не в Египте. А значит и Ханаан Египту не принадлежал.
«И возвратился Иосиф в Египет, сам и братья его и все ходившие с ним хоронить отца его, после погребения им отца своего» (Быт.50:14).
Возвратиться в Египет можно лишь тогда, когда из него вышел.
«Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет» (Исх.12:40).
Если бы Ханаан принадлежал Египту, то куда бы они тогда вышли?
Это еще раз показывает, что Ханаан не принадлежал Египту, ни во времена Иссаака, ни до вхождения Иакова в Египет, ни после смерти Иакова, ни при выходе сынов Израилевых из Египта.
Аргумент № 6. Возвратятся они сюда
«В четвертом роде возвратятся они сюда: ибо [мера] беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Быт.15:13-16).
Толкование № 1. Что бы возвратиться в то место где странствовал Авраам, они должны были сперва выйти отсюда. Но после этого пророчества, ни Авраам, ни Исаак не выходили из Ханаана.
Толкование № 2. Потомки Авраама, которые, вышедши из Ханаана, вошли в Египет – это сыны Израиля которые в четвертом роде опять вернулись в Ханаан.
Аргумент № 7. В четвертом роде возвратятся они сюда
«В четвертом роде возвратятся они сюда: ибо [мера] беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Быт.15:13-16).
Толкование № 1. Нам известно, что еврейское родословие ведется по мужской линии.
И если начинать отсчет от Авраама, то:
Четвертый род не вышел из Египта и Каафа не возвратился в Ханаан.
Толкование № 2. Если же начинать отсчет родов с того момента как был порабощен Иаков в Египте, то:
В четвертом роде Моисей выходит из Египта и возвращается в Ханаан.
А если учитывать то, что Каафа сын Левия уже был до того, как Иаков вошел в Египет то:
Сыны Моисея вошли в Ханаан. Еще остается пропущенное поколение.
Аргумент № 8. Скорость деторождения:
Библия говорит, что в Египет вошло 70 душ (Быт.46:26,27), а вышло из Египта 603.550 человек мужского пола от двадцати лет и выше, всех годных для войны у Израиля (Чис.1:46,47) кроме потомков Левия:
«И было всех вошедших в исчисление шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят. А левиты по поколениям отцов их не были исчислены между ними» (Чис.1:46,47).
Приведем таблицу исчисления Израиля по коленам:
К этому числу необходимо прибавить детей от рождения и до 20-ти лет, не вошедших в исчисление, и тех, кто не годен к войне, то есть стариков, инвалидов и больных, и умножить на (2), чтобы учесть еще и женщин. И тогда цифра у нас получается около (2.500.000) двух с половиною миллионов человек. К этому нужно прибавить еще и колено Левия.
То, что цифра приводится с округлением вплоть до десятков, говорит о точности исчисления.
При втором исчислении, проведенном после 40-ка лет странствования в пустыне, где умерли все кроме 3-х от 20 лет и старше, а также многие умирали из-за неверия и ропота, число Израильтян изменилось не на много, а это значит, что детей до 20 лет при первом исчислении было гораздо больше, чем взрослых вошедших в исчисление, то есть как минимум еще (2.500.000) два с половиною миллиона:
Вопрос стоит так: «При каком варианте исчисления времени, возможно, достичь этой цифры?»
Толкование № 1. Сторонники того, чтобы исчисление 430 лет начинать от момента как Бог дал Аврааму пророчество о 400 летнем рабстве утверждают, что в рабстве Израильтяне находились всего 215 лет. Приведем таблицу расчетов, по которой возможен прирост в 2.500.000 человек, и попытаемся уложить его в эти года:
Второй и пятый столбцы показывают абсурдность этой идеи, так как при этом каждой израильской семье к 40 годам необходимо не только рожать по 20 детей, но и успеть по переженить их всех. То есть, чтобы не сбивалась статистика, то с 14-ти до 20-тилет каждая еврейская семья должна родить по двадцать человек, не говоря уже за 40 или 60 детей. И даже если бы они и смогли бы, каким-то образом это делать, то к 200 годам, не учитывая смертности, у них набралось бы всего 100.000 человек мужчин, и им потребовалось бы еще 20 лет, чтобы вырасти до 20-ти летнего возраста, что уже является перебором. А у Рувима было 106.500 человек пригодных к войне от 20-ти лет и выше, не учитывая стариков, женщин и детей.
Возьмем второй столбец 40 детей. Что бы успеть родить их к 30-ти годам начиная с 20-ти лет, то есть за 10 лет, необходимо, что бы каждая семья рождала по четыре (4) человека в год, каждый год. Кое-как можно было бы выйти на нужную сумму, рождая не меньше чем по четыре (4) ребенка в год, каждый год, на протяжении 10-ти лет, начиная рожать с 15-ти лет, без перерывов и смертности и иметь не меньше 40 детей в семье, и все это каждой семье на протяжении 200 лет, иначе собьется статистика. Что так же нереально. За всю историю земли не зафиксировано ни одного такого случая, не говоря уже о том, чтобы такая плодовитость была у целого народа, который был как мозоль у всех на виду.
Не знаю, есть ли необходимость расписывать за 60 детей в семье и рождаемость по три (3) ребенка в год, каждый год, на протяжении от 20-ти до 40-ка лет, каждой израильской семьей во время Египетского рабства?
Итак, мы видим, что отвращающие нас от веры в Писание и говорящие, что Египетское рабство длилось всего 215 лет, заставляют нас поверить в чудеса детородности Израильтян.
Толкование № 2.
Чтобы иметь 10 детей до 40-ка лет, то нужно рожать примерно по одному ребенку в два года. Сегодня некоторые цыгане рожают чаще и к сорока годам имеют больше детей. К тому же десять детей это усредненное число, которое имеет под собой разброс от 5-ти до 15-ти детей. А так как у Израиля Иаков был в почете и ставился в пример, то каждая еврейская семья старалась иметь не меньшее число детей, чем у него. Этим и объясняется плодовитость Израильтян. Имея в виду по десять детей, я брал из расчета по пять мальчиков в семье, а они старались иметь по двенадцать, что перекрывает мои расчеты во много раз, даже с учетом смертности.
Аргумент № 9. Являлся ли Моисей правнуком Левия
Толкование № 1.
Если Левий родил всего (3) троих сыновей, те в свою очередь тоже родили всего (8) восьмерых внуков Левия, то кто же ему тогда нарожал 23.000 мальчиков и еще столько же девочек, детей, не вошедших в исчисление, и всего лишь за два поколения? Да еще и за столь короткое время 150 лет? Тот, кто это сделал, должен был рожать их как из пулемета. Я уж промолчу за колено Рувимово. Они вообще только тем и должны были заниматься, что называется само воспроизводством.
Наложницы могли бы объяснить такой бурный рост населения. Но кто бы поставлял рабам наложниц, да еще и в таких количествах. Нельзя же сравнивать богатые Арабские Эмираты с нищими и угнетаемыми рабами Египта.
Вопрос с наложницами конечно интересный. Но сколько же, тогда надо было иметь наложниц, чтобы нарожать 23.000 мальчиков, то есть 46.000 детей за два поколения, от 30 человек? Каждый из них должен был родить больше чем по 1500 детей. Хорошо же им тогда жилось в этом рабстве, если они могли содержать столько наложниц. Фараон и Соломон могли бы им позавидовать. И тогда встает вопрос кто и у кого был в рабстве? Израильтяне у Египтян или Египтяне у Израильтян, чтобы содержать всех их наложниц?
Израильтяне в таких условиях должны были, как сыр в масле кататься. Они тогда за все время своего последующего существования не жили лучше, чем в Египте, раз могли себе это позволить. Египтяне в таком случае должны были бы плясать от радости, что Моисей уводит их из Египта, а не гнаться за ними.
Хотя, наверное, содержать столько жен, детей и наложниц это действительно было бы худшее рабство, которое можно было бы себе придумать. Тут одну то жену и несколько детей обеспечить не успеваешь. И в благополучной, развитой стране свободным людям, на содержание уже второго ребенка и то государство дает дотацию в виде материнского капитала, чтобы помочь населению в повышении рождаемости. А там каждой жене и наложнице с их детьми помимо еды и одежды надо было еще, и построить свой дом. Да им тогда в рабстве некогда было бы быть. Иначе им пришлось бы всех запихнуть в одну избушку.
Представляете себе, приходит еврей с рабской работы домой, а там куча детей и беременные жены с наложницами. Все сидят в одной комнатушке, как селедки в бочке, выглядывают из всех окон и жрать просят. И думает бедный еврей, толи заходить домой, толи еще пойти поработать. И молится уже: «когда же уже Моисей нас выведет отсюда?»
Конечно, все это фантазия, но такие представления как это могло бы быть, нужны нам для того, чтобы показать всю абсурдность данного предположения.
Толкование № 2. «Вот имена сынов Левия по родам их: Гирсон и Кааф и Мерари. А лет жизни Левия было сто тридцать семь. Сыны Гирсона: Ливни и Шимеи с семействами их. Сыны Каафовы: Амрам и Ицгар, и Хеврон, и Узиил. А лет жизни Каафа было сто тридцать три года. Сыны Мерари: Махли и Муши. Это семейства Левия по родам их» (Исх.6:16-19).
«Сыны Корея: Асир, Елкана и Авиасаф: это семейства Кореевы. Елеазар, сын Аарона, взял себе в жену [одну] из дочерей Футииловых, и она родила ему Финееса. Вот начальники поколений левитских по семействам их» (Исх.6:24,25).
Зачастую сынами назывались и внуки, и правнуки, не для того, чтобы показать, что они произошли именно от них самих, но то, что эти люди были рождены в их роду.
Слова: «имена сынов Левия по родам их», «Это семейства Левия по родам их», «это семейства Кореевы», «Вот начальники поколений левитских по семействам их», говорят о том, что речь идет не обо всех, а только о начальниках.
Поэтому в данных текстах учитываются не все сыны внуки и правнуки Левия, а идет перечисление колена Левия по родам и семействам (ст.16,19,24), то есть перечисляются только начальники родов и семейств (ст. 25). Здесь не ставилась цель перечислить всю ветку родословия, а потому некоторые поколения, не вошедшие в начальники, могли быть попросту пропущены в повествовании. Так почему же при исчислении Египетского рабства мы должны считать года жизни лишь тех, кто был начальниками, и пропускать года жизни тех, кто начальниками не был?
Почему была указана Иохаведа? Наверное, потому что у Амрама, скорее всего, была не одна жена, и тогда, как и в случае с Воозом и Руфь (Мф.1:5), была указана Иохаведа (Исх.6:20), чтобы пустить родословие по правильной ветке.
«Рассказ о рождении и ранних годах Моисея в гл.2 не называет его родителей, указывая лишь, что они происходят из племени Левиина. Так как предание сохранило бы их имена, будь они известны, по-видимому четырехчленное родословие в (Исх.6.16–20) следует понимать, как название колена (Левий), рода (Каафа) и группы семейств (Амрам от Иохаведы), в которых, спустя неизвестное количество поколений, родились Моисей и Аарон». (Ла Сор, Обзор ветхого завета стр. 258)
Аргумент № 10. Слова Пророка, и праздники Моисея
Субботнее тысячелетие с Библейской точки зрения – это событие особой важности. Смотри главу: «Второе пришествие Христа состоится вначале седьмой тысячи лет» и «начало седьмой тысячи лет, не является началом тысячелетнего царства».
Толкование № 1. производит нестыковку летоисчисления со словами пророка и Библейскими праздниками.
«После 1886 года Е. Уайт всегда говорила о более чем 6000 годах». (Норман Галли «Христос грядет», стр.712). (Warren H Johns. «Ellen G White and the Age of the World» (unpublished manuscript, Andrews University, 1995).
Поэтому 7-я тысяча лет никак не могла начаться в 2000-м году или позже.
Толкование № 2.четко вписывается в Библейское летоисчисление.
Аргумент № 11. Слова апостола Павла: (Гал.3:17)
«Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу» (Гал.3:17).
Толкование № 1. Придерживающиеся первого толкования, используют этот текст как центральный в своих доказательствах. Но можно ли брать за основу, то, что изначально не имело цели это показать. Хотя некоторые из них признают, что у этого стиха может быть и другое толкование:
«PS: Что касается слов Павла о завете из (Гал.3:17), то возможна и другая версия. Учитывая стиль проповедей Павла, можно увидеть, что он, будучи профессионально подготовленным фарисеем (Филип.3:5), часто пользуется раввинским приемом – аллюзией (тематической ссылкой на какие-то истории в Писаниях). Когда Павел пишет в Галатию о противопоставлении заветов (на Синае и с Авраамом), возможно, он не ставит своей целью точно указать, в каком году был завет с Авраамом, точно в 430-м до исхода или в другом. Цель Павла – показать, что завет на Синае (с законом), не отменяет и не заменяет завет с Авраамом (по вере). То есть, возможно, в (Гал.3:17) апостол имеет в виду именно завет из (Быт.15:1-13), но чтобы показать, что этот завет имел место задолго до закона, данного на Синае, Павел озвучивает срок – 430 лет. Однако это не точный срок, который Павел откуда-то знает. Он просто цитирует по памяти единственный в Писаниях текст, который говорит о периоде между жизнью Авраама и исходом. Это текст (Исх.12:40). Иными словами, хронологическое заявление Павла из (Гал.3:17) не есть точный факт, а есть аллюзия, ссылка на библейскую историю из книги Исход, которая говорит о том, что этот период был довольно длинным. Иными словами, Павел желает донести до слушателей не точный срок, ведь его читателей из язычников точное количество лет нисколько не интересовало. Он хотел показать, что период жизни по вере был довольно длинный и потомки Авраама при этом ходили в праведности по вере, и вполне обходились без закона в той форме, в которой он был дан на Синае».
Толкование № 2. Слово: «meta» под номером 3326 (в Библейской симфонии с ключом к еврейским и греческим словам), переводится как: «спустя, после, по прошествии».
Этот период указан Павлом не для того что бы показать откуда необходимо начинать исчисление 430 лет, а для объяснения теологического, богословского аспекта в вопросе спасения: «по обетованию или по закону». Павлу необходимо было показать, что между обетованием о семени данного Аврааму и законом Божиим данным через Моисея, прошел довольно-таки большой промежуток времени.
Поэтому Павел говорит не о том, сколько всего лет прошло от завета с Авраамом до получения закона на Синае. Он лишь указал на событие, которое произошло спустя, после, по прошествии 430 летнего периода. Для евреев это было понятно. Спустя, после или по прошествии 430 лет, для них это означало, как спустя, после пребывания сынов Израиля в Египте, так как для евреев дата 430 лет является синонимом пребывания сынов Израиля в Египте.
Поэтому стих (Гал.3:17) мог бы звучать так: «Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся (после пребывания сынов Израилевых в Египте), не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
Аргумент № 12. (Деян.7:2-17) Переселенцы
Библия четко говорит, каких потомков Авраама необходимо считать переселенцами, и кто был в порабощении и притеснении лет 400.
«Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе. Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его [Бог] в сию землю, в которой вы ныне живете. И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать ее во владение ему и потомству его по нем, когда еще был он бездетен. И сказал ему Бог, что потомки его будут переселенцами в чужой земле и будут в порабощении и притеснении лет четыреста. Но Я, сказал Бог, произведу суд над тем народом, у которого они будут в порабощении; и после того они выйдут и будут служить Мне на сем месте. И дал ему завет обрезания. По сем родил он Исаака и обрезал его в восьмой день; а Исаак [родил] Иакова, Иаков же двенадцать патриархов. Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет; но Бог был с ним, и избавил его от всех скорбей его, и даровал мудрость ему и благоволение царя Египетского фараона, [который] и поставил его начальником над Египтом и над всем домом своим. И пришел голод и великая скорбь на всю землю Египетскую и Ханаанскую, и отцы наши не находили пропитания. Иаков же, услышав, что есть хлеб в Египте, послал [туда] отцов наших в первый раз. А когда они пришли во второй раз, Иосиф открылся братьям своим, и известен стал фараону род Иосифов. Иосиф, послав, призвал отца своего Иакова и все родство свое, душ семьдесят пять. Иаков перешел в Египет, и скончался сам, и отцы наши; и перенесены были в Сихем и положены во гробе, который купил Авраам ценою серебра у сынов Еммора Сихемова. А по мере, как приближалось время [исполниться] обетованию, о котором клялся Бог Аврааму, народ возрастал и умножался в Египте» (Деян.7:2-17).
Здесь мы видим, что речь в пророчестве идет не о самом Аврааме, а о его потомках, и не обо всех потомках, а только о сынах Иакова, которые перешли в Египет. Поэтому именно их и необходимо считать переселенцами.
Вывод:
Итак, мы видим, что у теории, говорящей, что начинать исчисление 400 летнего рабства необходимо с того времени как это пророчество было дано Аврааму, как и в теории эволюции, нет ни одного доказуемого аргумента. Мы же привели двенадцать неопровержимых аргументов в пользу того что исчисление 400 летнего рабства необходимо производить с момента покупки в рабство на седьмом году голода.
Изучив весь этот материал, мы видим, что Толкование № 1 подрывает веру в непогрешимость Бога и Библии. Оно основано не на фактах и исторических подтверждениях, и не на Библейском обосновании, но из желания подтасовать дату начала седьмой тысячи лет к 2000-му году, что изначально является неверным мотивом в исследовании Писания. Оно исходит лишь из предположений берущих свое основание из неправильных тезисов, которые не в силах объяснить всего остального.
Толкование № 2 полностью соответствует Библии, словам Бога, истории, и трудам Духа Пророческого.
Наверх