Как мы выше заметили, Библия повествует о том, что Пасха, празднующаяся по предписанию Бога, с 14-го на 15-е нисана, в 30-м году нашей эры, кода был распят наш Господь, выпадала с пятницы на субботу. Но общедоступный еврейский календарь показывает, что она выпала с четверга на пятницу. Чем объяснить такое несоответствие? Мог ли ошибаться Апостол Иоанн, который был очевидцем этих происшествий? Или ошибаются те, кто позднее рассчитал сегодняшний еврейский календарь? Есть ли разница между фактическим библейским подсчетом времени с визуальным определением начала месяцев и математическим еврейским календарем? Итак, давайте разберемся, в чем эта разница заключается?
В библейские времена для определения времени люди должны были использовать визуальное наблюдение за небесными телами, а не математический расчет.
В четвертый день творения Бог создал луну, солнце и звезды, и дал им функцию не только светить на землю, но и заложил в них основу для определения времени: знамений, времени года, дней, и годов. «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так» (Быт.1:14,15). Из этого текста мы видим, что для определения времени Бог давал не точные математические формулы, но визуальное наблюдение за луной солнцем и звездами.
В основу определения времени положены циклы луны и солнца. По солнцу определяют дни, годы и времена года. По луне определяются месяцы.
Библейский день – это промежуток времени между заходами солнца: «и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один». (Быт.1:4,5)
Для подсчета времени Бог также установил еще и недельный цикл, который не связан ни с какими природными явлениями, но основан исключительно на слове Бога и Его законе: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его». (Исх.20:8-11)
Понятие же месяца связано исключительно с понятием «фаз луны» – «месяцем». С момента, когда на небе появляется новый месяц, становясь полной луной, а потом вновь ущербной, но до того момента, когда, луна «рождается» вновь, проходит ровно месяц. Первый день каждого месяца называется – новомесячье. За новомесячьями наблюдали особо. И по свидетельству двух очевидцев, заметивших появление новой луны, объявляли начало нового месяца.
У солнца есть еще и годичный цикл определяющийся временами года: осень, зима, весна и лето. Гражданский год у евреев начинается осенью. По прошествии лета, после сбора урожая, определяли, сколько лет пройдено, от какого-либо события, подсчитывая года. Но так как по погоде трудно определить продолжительность года, то определяют его по другому визуальному наблюдению, по звездам или по зимнему и летнему равноденствию. Это когда солнце удаляется от точки зенита с середины лета до середины зимы в течение полугода, когда дни удлиняются, а ночи сокращаются. И потом вновь в течение полугода возвращается к зениту, когда дни сокращаются, а ночи становятся длиннее. По определению с момента как солнце минует зимнее солнцестояние и до момента, когда оно снова возвращается в него, проходит ровно год.
После выхода из Египта Бог установил евреям еще и религиозный год, который начинался бы весной, в месяце «Нисан», в который Бог вывел их из Египта: «месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года» (Исх.12:2). Это нововведение необходимо было для определения дат остальных праздников, установленных Богом. А потому религиозный год ни в коем случае не заменял гражданский год, но являлся дополнением к нему.
В библейском календаре приняты лунные месяцы, но чтобы сезоны (зима, весна, лето, осень) не смещались по месяцам, и месяц «Нисан» всегда оставался весенним месяцем, они приведены в соответствие с солнечным годом. Солнечный год состоит приблизительно из 12-ти лунных месяцев и равен 365 дням и 6 часам.
Понятие «солнечный месяц» не имеет смысла, так как солнечные месяцы ничем не отделены один от другого. Аналогично и для луны не существует понятия «лунного года», так как лунные циклы не вписываются в солнечный год.
По произведенным расчетам продолжительность лунного месяца в среднем составляет 29 дней, 12 часов и 793/1080 частей часа, или 29 дней, 12 часов, 44 минуты и 3 и 2/3 секунды. И если умножить это число на 12 месяцев, то получаем 354 дня, 8 часов, 48 минут и 40 секунд. До полного солнечного года не хватает 10 дней, 21 часа, 11 минут и 20 секунд.
Устанавливая начало месяца в соответствии с фазами луны, необходимо было также следить за тем, чтобы месяц «Нисан» всегда оставался весенним месяцем. Поэтому, чтобы компенсировать накопившийся сдвиг в календаре предусмотрены «високосные» года: после нескольких обычных лет к году прибавляется тринадцатый месяц. Когда добавлять тринадцатый месяц определяли по созреванию ячменя в поле. Если ячмень не созрел, то добавляли дополнительный месяц.
Так как продолжительность лунного месяца составляет 29 дней 12 часов 44 минуты и три с лишним секунды, а месяц исчисляется полными сутками, то лунные месяцы получаются, не одинаковой длинны: 29 и 30 дней соответственно. Двенадцать часов отнимаются у одного месяца и восполняются в другом месяце. Такие месяца называются полными и неполными. Тоже происходит и с остатком в 44 минуты с секундами, которые со временем набегают в полные сутки. В любом случае день, месяц и год определялся визуально.
Позднее евреи отступили от библейского визуального наблюдения за временем (появлением новой фазы луны и созреванием ячменя) и стали придерживаться чисто математических расчетов. Посмотреть, как рассчитывается сегодняшний еврейский календарь можно здесь – (https://toldot.ru/calendar.html).
А также они решили немного подправить календарь и сделать так чтобы определенные праздники никогда не выпадали на определенные дни недели, соответственно и остальные даты календаря смещались относительно фактического времени.
Обнаружить это можно лишь сопоставив этот календарь с солнечными затмениями, которые невозможно передвинуть ни вперед, ни назад, так как небесные тела (солнце и луна) движутся с одинаковой скоростью. Новолуние в этом случае, то есть новая фаза луны начинается сразу после затмения, и никак не может начаться до него, а предыдущий месяц не может продолжать длиться после затмения.
Возьмем таблицу солнечных затмений (https://astrologway.ru/2017/02/25/kalendar-zatmeniy-s-1900-po-2050/ – Календарь лунных и солнечных затмений) и сравним ее с общепринятым еврейским календарем (https://toldot.ru/urava/jdate/ – Еврейский календарь и конвертер дат). Сделав это, мы увидим, что в попытке подтасовать календарь под свои интересы, евреи передвигают дни в этом календаре, да так что новолуние у них может начинаться не только сразу после затмения, но и как за 1 день до затмения, так и через 2 дня после затмения. Что говорит нам о том, что этот календарь не совсем точен, и преследует личные интересы его составителей.
Поэтому более точную дату библейских праздников можно определить, если уж не визуально наблюдая за началом месяцев, то хотя бы сопоставив их с картой солнечных затмений.
Приведем таблицу солнечных затмений по годам, где в скобках указана дата празднования Йом-Кипура, и проследим смещение начала лунного месяца по отношению к солнечным затмениям в еврейском лунно-солнечном календаре:
Исходя из таблицы, мы видим, что начало лунных месяцев в еврейском календаре смешается на один два дня вперед или назад по отношению к визуальному наблюдению солнечных затмений и фактическому началу лунного месяца.
Это объясняет, почему подтасованный еврейский лунно-солнечный календарь на один день не совпадает с Библейским повествованием о смерти Христа.
Из этой таблицы мы так же видим, что в 2029-ом году, 23-го сентября, еврейский лунно-солнечный календарь смещен на один день вперед относительно солнечных затмений. А значит, чтобы согласовать это время с библейским визуальным определением времени, необходимо сдвинуть начало лунного месяца на один день назад. Таким образом, 15-е тишри в 2029-ом году будет выпадать не на понедельник, а на воскресенье.