Удержишь ногу твою ради субботы

«Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить» (Ис.58:13).

Что значит удерживать ногу свою? И почему именно ногу?

То, где мы находимся напрямую связано с тем, что мы делаем, и от нашего положения перед Ним, где мы находимся по отношению к Нему, во вражде мы с Ним или в мире, зависят наши дальнейшие действия, бежим ли мы Ему на встречу или прячемся от Него.

Проявив неверность, пойдя против воли Бога, человек начал скрываться от Него. И Бог воззвал «к Адаму и сказал ему: где ты?» (Быт.3:9-11), не потому, что Он не знал где находится Адам, и ел ли он плод от запретного дерева, ведь Бог всевидящий, всезнающий и вездесущий. Цель вопроса заключалась в том: чтобы Адам задумался «где он теперь оказался и почему», что бы потом показать ему выход из создавшегося положения.

С понятием ног связано наше положение перед Господом: где и на чем мы стоим, а также направление нашего движения, куда мы движемся и к чему идем: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!» (Пс.1:1-2).

То, куда ходит, где стоит или сидит человек, то есть его местоположение и направление его движения или действий, соответствует его воле. Действия производимые ногами человека, напрямую связаны с проявлением его воли. Если он направляет свою волю, чтобы находиться среди нечестивых, то и ноги его идут туда где они находятся. Проявление воли человека показывает куда движется этот человек, праведный он или нечестивый и в конечном итоге определяет его участь: потому что «не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» (Пс.1:5,6).

В данном случае, путь нечестивых – это направление их воли в сторону угождения прихоти своей и пустословия, греха, нечестия и разврата. Путь же праведных заключается в направлении воли своей в сторону соблюдения закона Божия и угождения воле Господа. Слова «если ты удержишь ногу свою», говорят о нашей власти принимать эти решения.

Удержать ногу свою означает удержать свою волю, держать ее под контролем, направляя ее в послушание воле Господа.

Что такое воля?

Человек был создан со свободной волей. «Первоначально его природа находилась в гармонии с волей Божьей, разум был способен постигать Божественные истины, его чувства были чисты, а страсти и вожделения подчинялись разуму. Человек был свят и счастлив тем, что носил образ Божий и жил в совершенном послушании Его воле» (ПП2:8).

Воля человека проявляется тогда, когда ему удается управлять самим собой. Не съесть лишнюю плюшку когда они такие вкусные, не отвечать злом на злое когда очень хочется, не раздражаться когда выводят из себя, все это проявление воли. Если же человеку не удается держать под контролем свои чувства и желания, то это первый признак того, что он попал под чужое влияние и управляют уже им самим. В детстве, я помню, как пацаны подтрунивали над теми, реакцию которых могли с точностью предсказать, и тот человек не мог поступить иначе, потому как не умел себя сдерживать, что очень веселило насмешников. Но когда он показывал, что может управлять собой, насмешки почему-то прекращались. Таким образом, когда человек начинает управлять самим собой, проявляя свою волю, то он выходит из под чужого влияния.

Воля – это способность нашего разума управлять своими желаниями, чувствами, страстями и вожделениями, держать их под контролем и направлять в нужную сторону.

Безвольный человек это не тот, кто не имеет желаний, а тот, кто не может или не умеет ими управлять.

Воля это своего рода вожжи в наших руках, от наших чувств, страстей, желаний и прихотей, чтобы держать их под контролем и управлять ими на свое усмотрение, для движения в нужном направлении. Но, если чувства выходят из под нашего контроля, то превращаясь в похоти, они уже словно неуправляемые лошади несут нас управляя нашим разумом и нашей волей.

Как только человек согрешает, его разум ослабевает, а чувства выходят из под контроля разума и начинают управлять им самим. И с каждым разом, его желания усиливаются по мере их удовлетворения, потому как чем больше удовлетворяются желания удовольствий, тем сильнее они впоследствии становятся. Двигаясь в этом направлении люди становятся «невоздержанные, себялюбивы, горды, надменны, злоречивы». Поэтому, чтобы освободить нас от рабства греха, спасти из положения когда мы уже не в состоянии управлять своими чувствами и желаниями, но они управляют нами, Бог работает над волей человека, говоря: «удерживай ногу твою». Так, тренируя и укрепляя нашу волю, Он вновь ставит наши чувства и желания под контроль разума, делая нас свободными.

Свобода воли

Свобода и воля это разные понятия. Свобода это внешние обстоятельства, которые влияют на нас ограничениями и могут от нас не зависеть. Нас могут захватить, поработить, сковать, посадить в тюрьму ограничить наши действия или движения, лишить свободы передвижения, но даже сам сатана не может лишить нас свободы воли, так как воля – это внутреннее состояние духа человека.

И не только диавол полностью не властен над нашей волей, но и Сам Бог, подарив нам свободу воли не нарушает ее.

Свобода воли – это свобода быть целеустремленным – свобода ставить перед собою цели и управлять колесницей своей жизни, устремляясь к ним.

Управлять нашими чувствами может только наш разум. Но, на наш разум может воздействовать другой разум, и не имея твердого основания, наш разум может увлечься красивой идеей и всяким ветром учения, отдавая себя таким образом в послушание посторонним, становясь исполнителем чужой воли. Передача управления нашим разумом происходит только с нашего согласия.

Подчинение своей воли кому-либо, это признание его власти над собою, передача ему власти направлять твои чувства, желания, страсти, прихоти, решения и действия. Исполнять чужую волю, это значит добровольно подчинить свой разум в послушание другому, и передать бразды правления ему.

Но Писание призывает нас: не сообразовываться с веком сим, но преобразовываться обновлением ума нашего, чтобы нам «познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:2), для того, чтобы отдать себя в послушание воле Его, говоря: «да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим.6:12,13).

Передавая свою волю в послушание Богу мы не становимся рабами, как многие этого боятся. У Бога нет цели поработить нас. Его цель сделать нас свободными. Но вести за собою можно лишь тогда, когда за тобою идут, слушаются тебя и всецело полагаются на твое мудрое водительство.

Его воля в отношение нас благая, угодная и совершенная. «Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь – мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости» (1Фесс.4:3-7). Другими словами, посвящая себя Богу, мы позволяем Ему делать нас счастливыми.

Но, Бог направляет нашу волю лишь только тогда, когда мы добровольно подчиняемся Ему, отдавая волю свою в послушание. Подавая нам пример для подражания Христос заявляет: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Иоан.6:38). «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс.39:9). «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Лук.22:42). Исполняя волю Отца Иисус не был рабом, но Сыном, и нас Он призывает к тому же, быть детьми Бога, Его братьями и сестрами.

Наша воля уже попала под влияние сатаны и сами мы не в силах снова сделать ее свободной. Но Бог желает спасти наш разум от подчинения греху, от рабства греха, и для этого нам необходимо передать наш разум Господу для исполнения воли Его, пока она не станет нашей волей, а это и есть посвящение. И только тех, кто добровольно подчиняет себя на исполнение воли Отца, чтобы жить по закону Небес, Бог освобождает от власти сатаны, делая их Своими детьми, свободными гражданами Царства Небесного.

Он говорит: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф.7:21), «ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Матф.12:50).

А тем, кто противится Закону Господа, Он говорит: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Иоан.8:44).

Наша воля передается нами в послушание другим только добровольно, и только мы ответственны за то, кому отдаем в послушание волю свою, то есть управление нашим разумом контролирующим наши чувства, страсти и вожделения.

Говоря Каину: «если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:7), Бог призвал его проявить усилие воли, чтобы держать свои побуждения под контролем.

Но, можем ли мы господствовать над грехом? Нет! Никто не может господствовать над грехом. Даже сам Люцифер, не смог освободиться от греха, попав в его рабство. Поэтому здесь мы встречаемся с некоторой неточностью, возникшей при переводе. Дело в том, что на «иврите» слово дверь мужского рода, а грех – женского, у нас же наоборот. Тогда «господствуй над ним», нужно переводить как «господствуй над нею», то есть над дверью, а не над грехом. И слова Христа: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20), только подтверждают эту истину.

В мире где есть только истина и ложь, не возможно находиться в нейтральном положении, так как есть только две стороны, чью волю мы можем исполнять, и только мы властны над тем, кому открывать дверь нашего сердца, Богу или греху, позволяя им господствовать над нами, именно от нас зависит в какую сторону мы направляем ногу свою, а это и есть проявление нашей воли.

Мы не властны запретить нехорошим мыслям пролетать в нашем разуме, но в нашей власти не дать им укорениться в нас, так же как мы не властны запретить птицам летать над нашей головой, но в нашей власти не дать им свить гнезда у нас на голове.

Воля – это управляющая сила разума человека, способность принимать решения и устремляться к достижению цели. Сам Бог дал людям эту способность, и они должны правильно пользоваться ею.

Только благодаря воле принимается нами то или иное решение. Решение – это готовый ответ, указывающий направление действий в той или иной ситуации. Принятое решение, как руководство к жизни, или жизненным обстоятельствам, становится – принципом. Таким образом, именно проявление воли способствует формированию наших принципов жизни.

Сами по себе мы не в состоянии изменить свое сердце и свои привязанности, – но мы можем принять решение посодействовать Богу. Мы можем отдать Ему свою волю, и тогда Он будет направлять ее, совершать в нас «и хотение и действие по Своему благоволению». Таким образом, наша природа будет подчинена водительству Духа Христова; наши чувства будут сосредоточены на Нем, а наши мысли будут находиться в гармонии с Ним.

Желания добра и святости хороши сами по себе. Но если на этом остановиться, и не начать действовать, то мы ничего не достигнем. «Осознание без действия не приведет к изменению. Многие погибнут, не смотря на то, что надеялись и желали быть христианами. Они не приблизились к решению отдать свою волю Богу. Они не приняли решение сделать это даже сегодня» (Е. Уайт Шаги ко Христу Глава 5).

«Благодаря правильному применению воли, в нашей жизни может произойти полная перемена. Передавая свою волю Христу, мы соединяемся с силой, которая выше всех «начальств и властей». Мы получим силу свыше, которая сохранит нас непоколебимыми, и таким образом, через постоянное подчинение Богу, мы будем способны жить новой жизнью – жизнью веры». (Е. Уайт Шаги ко Христу Глава 5)

Почему необходимо удерживать ногу свою по субботам?

Чтобы иметь сильную волю.

Сила воли измеряется силой желания, которое тебе удается сдерживать и перенаправлять.

Наши чувства целиком и полностью зависят от нашего разума, и наш разум способен еще и умножать их. Концентрируя свое внимание на негативных мыслях мы умножаем негативные чувства, и наоборот, но чрезмерно умноженные чувства могут выйти из под контроля разума и начать управлять им самим.

Очень часто, особенно в последнее время, можно слышать, как кто-то говорит, что не сдержался, вспылил, сорвался, проявил слабость, не хватило силы воли и т.д.

Сила воли зависит от крепости разума укрепленного истиной и решительности ее придерживаться не смотря ни на что. Слабость разума стоящего словно на зыбкой почве, колеблемого всяким ветром учения, происходит от неимения твердого основания в истине.

Когда мы подчиняем свою волю воле Господа, удерживая ногу свою от исполнения прихотей своих, то наша способность управлять нашими чувствами и желаниями укрепляется.

Сила воли это мышца нашего разума, она определяет крепкий ли у человека характер или он слабохарактерный. Сила воли не берется из ниоткуда и невзначай. Как и любые другие мышцы нашего организма ее необходимо держать в тонусе и тренировать.

Соблюдая день субботний позволяя Богу направлять нашу волю, в соответствие с Его волей, мы держим в тонусе силу нашего разума. Шесть дней Бог дал нам, чтобы мы могли развиваться, и делать всякие дела свои. Но чтобы нам не погрязнуть в угождении себе и не зациклиться только на этом, Бог дал нам субботу, в которую необходимо удерживать свою волю от исполнения прихотей своих. Таким образом соблюдая субботу человек тренирует волю свою, держит ее в тонусе, и оказывается способным управлять самим собой, своими мыслями, чувствами и вожделениями. Поэтому только те, кто по-настоящему чтят субботу, могут иметь по-настоящему сильный характер. Их желания и чувства не оказывают влияние на их решения и понимание истины, а потому «разум верный у всех, исполняющих [заповеди Его]» (Пс.110:10).