Благодарить – значит, благо дарить в ответ на принятое добро.
Где благо – это что-то «доброе» и хорошее, проявляющееся в даре или действии.
А дар – это подарок – добровольное, безвозмездное проявление жертвы с целью осчастливить получателя. И если нет цели осчастливить, то это просто освобождение от ненужного из побуждения: «На тебе Боже, что мне негоже».
Подарок должен быть приятной неожиданностью, поэтому его нужно уметь преподнести. А так же, подарки нужно уметь принимать, потому что любой подарок ценен именно реакцией на него людей, которые его получают, реакцией удивления и благодарности. И если даритель не увидел реакции благодарности в глазах получателя, то подарок, по его мнению, был не более чем просто ожидаемая покупка или приобретение, удовлетворение эгоистичного стяжательства получателя.
Таким образом, «Благодарность» – это чувство признательности за сделанное нам добро, за оказанное внимание или услугу, выражающееся в словах, чувствах и делах, наша оценка тому, кто сделал для нас что-то важное и хорошее.
«Ежедневное выражение благодарности за все хорошее, что вы получаете, – это мощный инструмент для улучшения восприятия жизни»
Умение выражать благодарность, принимать и отдавать благо, вселяет в людей чувство нужности друг другу, и способствует снижению проявления насилия в мире.
Она устанавливает близкие отношения, и делает людей интересными друг для друга, укрепляет осознание того, что они достойны внимания, доброты, нежности и любви. Люди, не получающие друг от друга благодарности за оказанную помощь, перестают откликаться на нужды других, и теряют доброжелательность в отношениях. А потому, чем чаще звучат слова благодарности между людьми, тем крепче становятся их отношения.
Проявление благодарности стимулирует волонтерскую деятельность, объединяет коллектив и вдохновляет на новые достижения. Было выявлено, что главной причиной, по которой талантливые люди уходят из компаний, является не низкая оплата их труда, а то, что они не чувствуют благодарности со стороны своего работодателя, что их упорный труд, нестандартное мышление, инновационный подход не поощряется. Отсюда видно, что «чем чаще мы благодарим окружающих, тем выше они нас ценят и тем теплее они к нам относятся, а у нас появляются новые поводы для признательности».
В христианстве благодарность выступает спутницей смирения, поскольку в противном случае, быть благодарным мешает гордыня – уверенность в том, что всего того, чем обладает человек, он добился сам. Только смиренный человек от всего сердца принимает благо и искренне желает другим добра. У гордого человека благодарность проявляется как-то нелепо и не искренно.
Благодарность – это умение жить здесь и сейчас, с радостью и любовью принимая все, что происходит в жизни. Она способна примирить человека со своим прошлым и настоящим, исцелить от любых страданий, приносимых человеческим существованием. Человек с благодарным сердцем никогда ни в чем не нуждается, так как именно благодарность позволяет довольствоваться тем, кто мы есть, и тем, что мы имеем, не считая это само собой разумеющимся. И именно она позволяет нам принять все, что с нами случается. Она питает в нас чувство полноты и смягчает наши сожаления.
Чувство благодарности обладает невероятной силой, как истинная добродетель она возвышает душу, даруя многие преимущества. Она уничтожает отрицательные чувства: злобу, надменность, недоверие, способна почти мгновенно уничтожать вековые обиды между людьми, выжигать ненависть, преодолевать неприязнь, усмирять гнев, устранять зависть и т.п. И как мать другим добродетелям, многократно усиливает добрые чувства – такие как любовь, дружбу, уважение, преданность, единство и т.д. Ее энергия, льющаяся потоком из сердца человека, раскрывает и зажигает сердца других людей, наполняя их ответным чувством признательности.
Благодарность раскрывает, оживляет и окрыляет тех, кто благодарен. Она помогает направить внимание на счастливые события своей жизни и отвлечься от чувства неудовлетворенности. Она не отменяет отрицательных эмоций, но побуждает нас чаще испытывать эмоции положительные, привлекая внимание к нашим удачам и открывающимся перед нами возможностям. В результате мы начинаем относиться к жизни более позитивно, что ощутимо повышает качество нашей жизни.
Благодарность примиряет человека с миром и с Богом. Благодарные люди счастливее остальных, поскольку отличаются позитивным мышлением и не склонны к осуждению действий и помыслов других людей, они имеют ощущение гармонии и даже физически чувствуют себя лучше других.
Благодарность не только способствует здоровью умственному, душевному и духовному, но и продлевает нашу жизнь. Ученые выяснили, что гормоны долголетия нашего тела находятся у нас в так называемом анабиозе, но они пробуждаются, когда мы находимся в хорошем настроении. Не тогда, когда мы ходим и смеемся, а когда ощущаем любовь, благодарность, радость и вдохновение от созидательной деятельности, ощущения своей нужности и полезности. Недаром Библия говорит: «творите добро», «любите друг друга», «всегда радуйтесь», «за все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фесс.5:18). Живя по этим принципам, человек мог бы оставаться молодым всегда.
Заповедь благодарности – принцип закона Божьего
В пятой заповеди Бог призывает нас к благодарности родителям. Ибо если мы не признаем добра, сделанного нам близкими, то не сможем осознать и того добра, которое даруется нам Творцом.
Мы часто претендуем на что-то хорошее, и когда мы это получаем, у нас возникает искушение принять все как само собой разумеющееся.
Когда мы приходим к родителям со своими претензиями, претендуем на то, чего не заслужили, обращаемся к ним со своими несправедливыми требованиями, то этим причиняем им великую и незаслуженную боль. На этот счет, очень точно высказался Шекспир, говоря: «Насколько же больней, чем быть укушенным змеей, иметь неблагодарного ребенка». Неблагодарность отбивает руки у заботящихся и разрушает отношения с близкими нам людьми.
Заповедь: «почитай отца твоего и мать твою» напоминает о возложенной на детей (вне зависимости от их возраста) обязанность выражать благодарность родителям, за то, что они дали им жизнь и вырастили их, заботились и продолжают быть поддержкой для своих детей.
Если мы не будем проявлять благодарности нашим родителям и заботиться о них в старости, то и наши дети по отношению к нам будут поступать так же. Ведь наши дети поступают не так как мы им говорим или как их учим, но берут пример с того как мы это делаем, они копируют наши отношения к окружающим. Вспомните себя. В нашей голове глубоко запечатлены картины того как наши родители относились к окружающим, друзьям, врагам, родителям, к нам, и даже друг ко другу. Все эти картины, периодически всплывают у нас на подсознательном уровне, и мы невольно копируем их, да так что даже окружающие начинают замечать схожесть в нашем поведении с нашими родителями.
К тому же, человек чувствует себя ребенком, пока живы его родители, но когда его родители умирают, он чувствует себя одиноким сиротой, брошенным в этом мире, потому как для человека нет более близких людей на земле, чем его родители. И даже физически человек начинает быстрее стареть после смерти родителей. Поэтому, не даром Закон Божий призывает тебя проникнуться благодарностью к родителям за то, что они уже сделали для тебя, и еще продолжают делать, и с почтением воздавать им добром, «дабы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой дает тебе» (Исх.20:12).
Призывая проявлять благодарность родителям заповедь является эталоном обязательства оказывать признательность и окружающим, за все, то добро, которое они нам делают.
Сдержанные побуждения убивают чувство благодарности ожесточают сердце и приводят к непокорности
Писание говорит: «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак.4:17). Другими словами кто (побуждаем) делать добро, может его сделать и не делает, тот восстает против Бога.
Если Бог побуждает нас сделать что-то доброе кому-нибудь, а мы сдерживаемся, перечим Ему, то этим мы препятствуем Богу влиять на этот мир. Мы стоим на Его пути, удерживаем Его руку от дарения благ этому миру, мешаем Ему сделать и нас и наш мир чуточку лучше, и этим разрушаем систему благодарности.
Если мы постоянно будем выстраивать плотину на пути реки, не давая ей спокойно течь, то река может повернуть и в другую сторону, а ее русло может просто превратиться в гнилое болото.
Противопоставлением благодарности является ожесточение, непокорность и ропот. Потому как только довольное сердце может быть благодарным, недовольное же производит ропот.
«Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой. Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: “ныне”, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр.3:7-14). «На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак, видим, что они не могли войти за неверие» (Евр.3:17-19).
Итак, мы видим, что непокорность происходит от ожесточения сердца, а ожесточенность сердца от обольщения грехом, обольщение же грехом происходит из-за неверия.
Умение принимать добро и подарки, напрямую связано с верою. Так как вера – это способность принимать другую реальность и жить в соответствии с ней. Ее, как и все остальные способности необходимо развивать. Только верующий принимает и благодарит, кто не умеет принимать, тот чувства благодарности не ощущает.
Видя столько чудес, любви и заботы проявленной к ним, евреи упорно закрывали глаза и не желали замечать ничего кроме своих страхов и вожделений. Они не были спасены лишь потому, что ожесточили сердца свои, будучи обмануты грехом. Мы также слишком часто бываем, сосредоточены на тёмных сторонах жизни и забываем о том, сколько доброго дано нам в этом мире.
«13 Подсчитайте все блага, дарованные вам Небесным [313] Отцом, и вам станет стыдно перед Ним за собственную неблагодарность и ропот» (СЦ532:13). Научитесь радоваться всему, что нам дается, ибо все, что ни происходит с христианином, идет ему на пользу. Научитесь замечать даже то малое, что сделано вам от души, и старайтесь не оставаться в долгу надолго, но вовремя благодарите за все.
У нас нет настоящей близости с Богом из-за нашей неблагодарности Ему, а потому и молитвы наши не поднимаются выше потолка. Привыкание к добру производит черствость сердца как мозоли на руках, и тогда уже добро проявленное к нам перестает нас радовать, но воспринимается как должное.
Но, «”ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота”. Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем» (Евр.3:15).
Деньги подменили и Бога и совесть
Богатство в системе благодарности, определяется обилием благодарных тебе людей.
Благодарственная система воздаяния, полностью зависит от Бога и наших взаимоотношений с Ним. Она построена на вере в то, что Бог контролирует принципы чести, честности и справедливости, а так же процессы воздаяния, что зло должно быть остановлено, а добро вознаграждено. И если в обществе даже построенном по библейскому образцу, исключить Бога, то рано или поздно вся система благодарности в нем рухнет, что и произошло при коммунизме.
Нравственная ценность благодарности заключается в ее добровольности. Благодарность не измеряется имуществом, товарами или деньгами, ее нельзя потребовать, как долг. Она является не правом того, кого благодарят, но честью того, кто благодарит. Требовать благодарности – глупость; не быть благодарным – подлость.
Но покинув Творца, человек потерял веру в честь, благородство души и воздаяние от Бога, и начал уповать только лишь на свои силы. И чтобы обезопасить свои страхи, он изобрел бартер, заменив систему благодарности бартерным обменом.
Бартер – это более менее равноценный обмен товаров или услуг. Ты мне, я тебе. Взаимопомощь по договоренности.
Но бартер это не всегда удобная система обмена. Бывает, нам предлагают на обмен то, что нам совсем не нужно, и тогда придумали денежную систему обмена.
Деньги – это общепринятое долговое обязательство, гарантируемое какой-либо системой. Того что в будущем это обязательство можно будет обменять на равноценный товар или услугу.
Как только появились деньги, то они подменили мотивацию совести и благодарности, и послужили толчком к торговле и обогащению, не смотря, ни на что.
Низкая духовность и отсутствие мотивации к служению происходит из-за отсутствия веры в Бога или в то служение, которое совершается, или в руководителей совершающих служение и их методы совершения служения. А когда нет веры в Бога, тогда деньги и страх остаются единственным мотивом к выполнению какого-либо дела. И многие люди настолько привязались к деньгам, что стали воспринимать их как единственную ценность.
Всякому добру мы ищем цену. Мы смотрим в зубы даже дареному коню, и все переводим в деньги. Но как можно оценить любовь, спасение жизни, теплоту и дружеское участие. Мы перестали верить в добрые мотивы и прекрасные порывы сердца. Во всем мы стараемся увидеть корысть, подвох и жажду власти. Мы стали относиться к людям как к бездушным машинам, которые попользовали и отставили в сторонку до следующего раза. А их душевные порывы оплачиваем деньгами рассматривая это как должное, как бензин для этой машины. И думаем, что на этом наша роль в выражении чувств благодарности исчерпана. Мы считаем, что нам некогда зацикливаться на том, что произошло, нам нужно двигаться дальше. Мы даем или берем деньги и исчезаем. Таким образом, деньги воруют у человечества прекраснейшее чувство благодарности, а именно, желание дарить благо.
Но если сердцу не давать возможности откликнуться на добро, не уделять этому должного времени, то впоследствии оно перестанет замечать его, относясь к нему как к чему-то само собой разумеющемуся. Вот так и становятся черствыми сердцем, бессердечными людьми. А потом еще и удивляются: «почему это мы не будем спасены? Ведь мы хорошие и правильные христиане». Но только христианского здесь не видно ничего.
Все попытки создать справедливое общество, основанное на равных правах, реформируя денежную систему взаимоотношений, не привели к сколь-нибудь ощутимым положительным результатам, так как любая финансовая система, какой бы хорошей она ни была, никогда не сможет быть совершенной или справедливой, в силу природы своего происхождения. Денежная система появилась в результате грехопадения. Бог никогда не творил деньги. Финансовая структура изобретена грешным человеком, с целью заменить ею структуру взаимоотношений, созданную Богом, так как она мешала ему достигать своих эгоистичных целей.
Поменялась и система ценностей
Благодарность – личностна. Это, то богатство, которое невозможно украсть, отнять, найти или потерять и т.д.
Деньги – без личностны, а значит, могут быть: унаследованы, отняты, найдены, добыты обманным путем, украдены и т.д. И чем больше такого богатства накапливает человек, тем меньше спокойствия он имеет.
Этим не упустил воспользоваться сатана. Деньги стали инструментом зла. С появлением денежной системы появился быстрый рост классового неравенства, и изменилось отношение людей друг ко другу в связи с накопленными материальными благами.
Появление денежной системы привело людей к бесчеловечному рабству, и безразличному отношению к ближним. Появились долги и кредиты, которые, по сути, являются продажей своей жизни и своего будущего. И рабами теперь становятся не те, кому сделали много добра, а те, кого больше всего обманули и обокрали. Те, кто урвал кусок побольше, стали считать себя вправе распоряжаться судьбами других людей, а тех, кто не смог пойти по головам и насобирать данного ресурса, обворовывая других, стали считать изгоями.
Изменились даже способы обретения богатства. Денежная система ценностей стала вести людей к жестокому рабству, разврату и лицемерию. Преследование своих интересов: попытка выгадать, схитрить или обмануть в сделке, стало большим искушением для человека. К примеру, в рекламе нам предлагают купить то, что нам не нужно, за деньги, которых у нас нет, преследуя цель не столько позаботиться о нас, сколько самим обогатиться за наш счет.
С подменой благодарности на денежное вознаграждение, вместо удовлетворения от личных достижений, появился культ успеха, а вместо чувства достаточности – культ наживы любой ценой и страха что этой наживы не хватит. Богатым теперь становится не тот, кто сделал больше всех добра, а тот, кто накопил больше долговых обязательств, и требует возврата долгов. Поэтому вместо бескорыстности, чистосердечности, сочувствия и любви стали процветать насилие, запугивание, лукавство и обман.
Переняв сатанинскую систему ценностей, мы стали копировать и его повадки, и очень далеко отошли от Божественного идеала. Подогреваемые эгоизмом люди перестают думать о ближних, об окружающей среде, о благополучии остальных, и даже о своей душе. Они начинают использовать свой ум, ресурсы и влияние, чтобы обогатиться за счет других. А, самое страшное в этом то, что человек стал продавать свои вечные ценности: принципы, совесть, справедливость, честь, и достоинства, в обмен на преходящие ценности этого мира. Поэтому все кто цепляется за ценность денег, служит системе сатаны и ему самому.
Люди полагают всю свою жизнь, и прилагают огромные усилия, чтобы их благосостояние росло. И когда оно вырастает, они на опыте убеждаются, что Бог может разбросать все это быстрее, чем они собирают.
Один поэт выразился по этому поводу, говоря:
«Деньги не помогут вам в могиле,
Деньги не заменят вам любви.
Почему же ради этой пыли,
Люди перестали быть людьми?»
Писание говорит: «что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, не примирительны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2Тим.3:1-5). Но разве в таком состоянии мы хотели бы встречать Христа.
Совесть, любовь и благодарность являются движущим мотивом развития отношений на небе
Благодарность, является естественной реакцией на благодетеля и является «идеальным мотивом», побуждающим нас к выражению признательности. Наша благодарность подкрепляет благодетеля и поощряет его совершать добрые дела и в дальнейшем, а также настраивает наше сердце действовать добром. Бог сделал так, чтобы благодарность всю вечность побуждала людей заботиться друг о друге и была лучшей мотивацией к служению окружающим.
Мотив – это побудительная причина, повод к какому-нибудь действию.
Мотивировать – значит приводить доводы в пользу чего-нибудь, побуждая к действию.
Благодарность раскрывает лучшие порывы души человека, и является ответом живого, любящего сердца на оказанное ему благодеяние, где один человек делает добро в какой-либо форме (совершает труд для кого-то), не требуя воздаяния, а другой, побуждаемый благодарностью и справедливостью, старается ответить ему добром в не меньшей степени.
Не оставаться должником, проявлять благодарность и, ценить добро сделанное для нас другими, является делом чести. Сохранять эту честь «быть благочестивым и довольным», по словам Господа, это великое приобретение для человека (1Тим.6:6).
Благочестие – это благая или добрая честь, сохранение доброй чести.
Честь – это нравственный стержень человека, его приверженность внутренней системе положительных ценностей и принципов, устанавливающих рамки того, что он может себе позволить совершить, не испытывая при этом чувства вины и раскаяния. Она сопровождается повышенным чувством ответственности за свои поступки, характеризует порядочность, незапятнанную репутацию, доброе имя и положительную оценку человека, является совокупностью качеств человека, за счет которых он обретает чувство собственного достоинства, самоуважение и уважение со стороны окружающих.
Честь – это верность принципам, то есть принятым для себя решениям, которыми мы решили руководствоваться в своей жизни. И если благодарность, это дело чести, то она напрямую зависит от принятого человеком решения. В случае с благодарностью, это решение «не оставаться должными никому ничем» (Рим.13:8). Не изменять принципам, ни при каких обстоятельствах – это дело чести.
Честь неразрывно связана с понятием честности. И было бы не честно только принимать добро не отдавая его в ответ. Человек чести «честен» с окружающими и с самим собой. Он никогда не изменит истине, даже если его позиция не совпадает с общепринятыми взглядами. Честные люди стараются сохранять добрую честь не разменивая ее, ревностно оберегая, чтобы не потерять ее.
Итак, Божьими методами мотивации к служению являются: честь, совесть, ответственность, честность, любовь, благодарность, идеология устремления, мечты, убеждение, порывы души, вдохновение, приобщение к соучастию, сострадание и т.д. И благодарность, как мы видим стоит не на последнем месте. Поэтому: «Будьте долготерпеливы ко всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия» во Христе Иисусе (1Фес.5:14,16-18).
Именно благодарность мотивирует человека к добровольному служению
Добиваясь власти, ведя войны и порабощая, проявляя силу, угрозы, лесть и обман, люди пытаются заставить других прислуживать себе. Но как «написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Матф.4:10). И это красноречиво говорит нам о том, что любое служение людям должно проистекать из желания послужить Господу.
Бог обретает наше искреннее желание служить Ему, не силой или угрозами, как добиваются этого люди движимые сатаной, но добровольно служа нам, не ища воздаяния. Он учит нас, что настоящее служение нам других людей исходит только из благодарности. А если как мы выяснили, благодарность сроится на чувстве справедливости, то есть на вере в то, что справедливость должна восторжествовать, то искреннее желание людей служить кому-либо, исходит из веры в Бога и желания служить Ему.
Проповедуя, Христос искал нуждающихся, что бы послужив им, оставить за ними мотив благодарности. И Своих последователей Он учит, что не следует совершать благодеяния в надежде на благодарность. Он говорит: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф.6:1-4).
И «когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных» (Лук.14:12-14). Служите тем, кто не может воздать вам. Так как, помня ваше добро, эти люди будут искать возможности добровольно послужить, воздавая добром, пусть даже другим, чем только увеличат поток добра в этом мире. И Бог видящий все, не оставит не замеченным ни одно деяние, но воздаст каждому по делам его.
«Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией» (1Пет.4:10). И как кто-то сказал, «делай добро, бросай его в воду, добро не пропадет, добром к тебе вернется».
Система благодарности придает огромную скорость увеличению благосостояния общества
Во-первых, потому, что воздаваемое добро соизмеряется не с ценою, а с ценностью полученного блага. Ценность же блага измеряется нуждою, которую мы в нем имеем. Так, вода в пустыне может быть оценена дороже золота, а хлеб в голодовку, дороже хлеба во времена изобилия.
«В начале 1990-х годов две родные сестры остались без своих мужей. У каждой из них на руках был маленький сын. Мужчины оставили свои семьи, алиментов платить не стали и никакой помощи своим детям и бывшим женам не оказывали. Старшей сестре повезло больше. У нее хотя бы была работа и комната в общежитии. А у младшей не было ни кола, ни двора и руками она мало что могла делать. Так они и жили вместе какое-то время, каждый день, ломая голову как прокормить и одеть детей. Трудно было, но они выжили и детей подняли.
Прошло почти 20 лет. У младшей сестры теперь крупная торговая сеть в городе, и еще она без конца чем-нибудь одаривает старшую сестру: то квартира в центре города на нее свалится, то авиабилеты в разные концы света. Старшая сестра спросила однажды, а не перебарщивает ли младшая сестра с подарками? Та ответила: я просто дарю тебе лишнее, ты же отдавала мне последнее» (история взята из интернета).
На этом примере мы видим, что цена воздаяния может быть не соизмеримо большая, нежели если бы все это перевести в деньги.
Во-вторых, скорость увеличения богатства может быть разной, и прилагаемые усилия могут быть не равнозначны ценности. Один помогает лично, прилагая много усилий. Второй дарит цветы, прилагая меньше усилий. Третий пишет музыку или песню, которая всем понравится, будучи вдохновляем от Бога, почти не прилагая усилий, но обретая множество благодарных ему людей.
В-третьих, делая кому-то услугу, мы влияем не только на этого человека, но и на его ближних, и таким образом, благодарность начинает испытывать не только этот человек, а в той или иной степени и окружающие его люди. К примеру врач спасает жизнь пожилому человеку, а благодарность испытывает не только этот пожилой человек, но и его жена и его дети.
В-четвертых, благодарность в обществе, каждый раз не только увеличивается, но еще и удваивается благодаря Богу. Потому, что человек, которому сделали добро, становится благодарным не только тому, кто это добро сделал, но и Богу, вдохновившему его на это добро. А потому он хочет воздать добром не только конкретному человеку, сделавшему добро в его жизни, но и Богу делая добро тому, кто с этим поступком никак не связан.
Наше спасение также зависит от умения благодарить
Жизнь это величайший дар от Бога, который нужно воспринимать с радостью, а, значит, с благодарностью к Творцу. «Человек, получающий земные блага и не воздающий за них благодарность Богу, поступает как вор». Каждый день должен начинаться и заканчиваться с чувства благодарности к Создателю, за всё: за глаза, которые видят солнце и красоту мира; за уши, которые слышат гармонию звуков и Слово Божие; за разум, постигающий тайны; за сердце, способное любить, за то, что мы живы и здоровы, и что рядом с нами родные и близкие люди.
Подобно Давиду задайте себе вопрос: «что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» (Пс.115:3). И никогда, даже в самые тяжелые дни своей жизни, не забывайте благодарить за всё Бога. Он ждет нашей благодарности и готов послать новые блага и дары, на каждый день.
Бог в Иисусе Христе не только дал нам жизнь, сделал, и продолжает делать для нас больше чем кто-либо, Он еще и умер вместо нас, чтобы дать нам жизнь вечную. Так как же мы можем возблагодарить Его? Воздать чем-нибудь равноценным тому благу, которое получаем от Него?
Нам нечего подарить Богу из того, что и так уже не принадлежало бы Ему: жизнь, богатство и д. р., все это дано нам лишь в управление. Нельзя же дарить то, что нам не принадлежит.
Единственное что принадлежит только нам, это свободная воля и выбор, которыми Бог наделил нас при творении. А так как благодарность это выражение чувств признательности в словах и делах, то это выражение всегда связано с проявлением воли. Так как если мы не направляем свою волю на то, чтобы что-либо сделать, то это не будет сделано.
Бог не посягает на нашу свободную волю. Он лишь терпеливо ожидает, что мы принесем ее Ему в добровольный дар благодарности, чтобы она стала соответствовать Его воле: «представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего» (Рим.12:1).
И если благодарность является еще и актом принесения доброго дара в ответ на сделанное тебе добро, то это своего рода обмен добром, который по сути своей напоминает жертву, где Бог отдает нам Самого Себя и ожидает от нас полной самоотдачи самих себя Ему.
Бог очень дорожит нашей свободой воли, ведь без нее мы не были бы личностями, и без проявления воли невозможно дружить, любить и восхищаться. Бог не желает видеть нас бездушными рабами, роботами или машинами. Если бы Он мел такие намерения, то Он сразу бы создал нас такими. Поэтому добровольно отданная в служение, наша воля все равно остается свободной. Согласие с волей Бога: «не Моя воля, но Твоя да будет» (Лук.22:42), не делает нас рабами. Слуга отличается свободой и добровольным послушанием, в отличие от раба волю которого порабощают.
Раболепие это состояние души. Поэтому даже будучи порабощенным можно оставаться лишь слугой, подобно Даниилу, Иосифу, Африканскому принцу. И на оборот, будучи свободным, можно жить словно рабы: рабы греха, рабы привычек, рабы прихотей и похотей.
Никто не может быть спасен насильственно. Неблагодарное сердце будет совершать формальные обряды, ужимки и прыжки, но никогда не сможет принести настоящую жертву. Есть огромная разница между жертвой женщины, взятой в прелюбодеянии и из благодарности за прощение принесшей к ногам Иисуса самое дорогое, что она имела, омывшей слезами своими ноги Христа, и осуждавшим ее фарисеем, приносившим свои формальные жертвы Господу (Лук.7:36-50).
Так же Закхей, будучи евреем формально приносившим жертвы, по настоящему принес себя «в жертву живую, святую, благоугодную Богу» (Рим.12:1), лишь тогда, когда увидев отношение Иисуса Христа к себе, решил сделать ради Него благое дело (Лук.19:2-10).
Когда мы замечаем благословения Божии в нашей жизни, и пропитываемся признательностью за все то добро, всю ту благость по отношению к нам исходящую от Него, то единственное благо, которое мы можем принести Ему в дар, это наше сердце: весь наш ум, все наши чувства и всю нашу волю. Благодарность Богу это принесение Ему в дар самих себя в ответ на Его любовь, что и является исполнением заповеди о любви: «и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мар.12:31). И если бы Бог не проявлял к нам столько благости, то мы никогда не смогли бы отдать Ему себя в благодарности.
Мы отдаем или подчиняем свою волю Богу, подобно тому как приехавший на экскурсию, доверяется гиду ведущему его по незнакомым улицам и переулкам чужого города, или по лабиринтам темных пещер, чтобы вывести его оттуда и вернуть домой.
Слова Христа: «Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце» (Пс.39:9), говорят о том, что воля Иисуса состоит в том, чтобы исполнять волю Отца, и соответствовать Его воле. Когда сильно хотят угодить человеку или воздать ему за добро, то спрашивают у него: что бы ты хотел или о чем мечтаешь? Чтобы потом постараться осчастливить его, направив свои усилия на исполнение его воли. Точно так проникаясь благодарностью к Творцу, мы спрашиваем: «Боже как бы Ты хотел, чтобы я поступил?», стараясь исполнить Его волю, мы желаем сделать Ему приятное, за все то добро которое получаем от Него в своей жизни. И все направление нашей жизни выражается в тех же словах: «Не моя воля, но Твоя да будет».
Чем больше мы размышляем о благе, которое получаем от Бога и благодарим Его за это, принося жертву совершенную, без пятна и порока, как бриллиант, к которому нечего добавить и от которого нечего убавить, тем больше проникаемся добрыми чувствами, и тем более становимся похожими на Него.
Однажды во сне Бог показал мне первый день на небе. Бог собрал всех искупленных от земли и объявил им говоря: «На новой земле не будет денег, но будет другое богатство. Богаче всех здесь будет тот, кому больше всех захотят воздать добром за добро. Богатейте добрыми делами и благодарностью людей к вам». Я видел, как люди начали делать добрые дела. Все имели разные таланты, навыки, умения. У кого-то получалось лучше, у кого-то хуже. И вот пришло время, когда опять появилось классовое неравенство. Те, кто сделал меньше добра начали впадать в отчаяние из-за того, что у них мало что получается. А те, кто сделал много стали недовольствовать и требовать воздаяния. Тогда Бог снова собрал всех людей и сказал им: «когда вы попали сюда, мало кто из вас умел делать добро, вы были воспитаны в культуре с другими ценностями. Начав же делать добро, вы приобрели опыт, навык и желание. Но теперь те, кто считает, что ему должны, считайте, что долг ваших должников на Мне, что это Я вам должен. Продолжайте делать добро, но не ищите воздаяние, делайте его бескорыстно». После этих слов все поняли, что их долги перед Богом необъятны. И за всю вечность они никогда не смогут возместить свой долг Богу. Люди начали делать добро, не ища воздаяния. Таким простым способом Бог научил людей делать добро и освободил от остатков эгоизма.
И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой
Так как благодарность – это способность ценить то доброе, что делают нам другие и выражать признательность, делая добро в ответ, то она напрямую зависит от памяти, воспоминаний и переосмысления событий, связанных с полученным нами добром.
И тогда становится понятной просьба Бога: «помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой» (Втор.8:2). «И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе» (Втор.8:10). «Не забывай всех благодеяний Его» (Пс.102:2). Помни, чтобы душа твоя прониклась благодарностью к Создателю твоему.
Источником благодарности является осознание того изобилия добра, которое приходит в нашу жизнь от Бога и от окружающих нас людей. Ибо, как говорит Писание: все сотворено «для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию» (2Кор.4:15).
Благодать – это даваемое или получаемое благо. Происходит от слов «благо давать». В основном воспринимается как «данное нам благо».
По словам Бога, именно замеченное в нашей жизни добро, вызывает у нас ответное чувство признательности, то есть «желание дарить добро в ответ».
Заведите себе памятную книгу добрых дел подобную той, какая была у царя Артаксеркса (Есф.6:1-3). Возможно, у вас это будет «ежедневник». Старайтесь каждый день замечать и записывать: от кого и какое добро пришло в вашу жизнь. Не оставайтесь надолго в долгу ни перед кем, но постарайтесь каждому воздать добром за добро. (Не деньгами). Это поможет вам видеть благо приходящее в вашу жизнь и развиваться в благодарности.
Каждый день благодарите Бога о самых простых вещах – хорошей погоде, вкусной еде, улыбке прохожего и пр. Регулярное выполнение этого упражнения заставляет обращать внимание на самые, казалось бы, незначительные вещи вокруг, приводит к позитивному мировосприятию, позволяет стать более счастливыми.
Принесите Ему в дар, то во что вы вложили всю свою душу, хотя и этого будет мало за все то, что Бог делает для нас. Чем большую жертву благодарности вы приносите, тем больше вы прилепляетесь к Нему, ибо, где сокровище ваше там и сердце ваше да будет.