Суббота – день Господень

«Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, – то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это» (Ис.58:13,14).

Что подразумевает Библия, называя субботу – днем Господним?

В наше время все дни недели имеют свое название. Но во времена Моисея в Израиле, все дни носили лишь числовую характеристику: от 1 до 6, и только один из дней имел название и отличался от всех остальных: «Суббота – день Господень».

Еженедельная суббота была установлена в конце творческой недели для всего человечества. Библия никогда не называла ее еврейской субботой, но всегда “Субботой Господа, Бога твоего”. Это не еврейский институт, поскольку она была дана человеку за 2600 лет до того, как когда-либо существовал еврей.

Она всегда была частью Божьего закона и останется в вечности: (Исход 16:4, 27-29), (Ис.66:22-23). Сразу после выхода из Египта, еще до того как дать евреям закон на Синае, Бог решил испытать их, помнят ли они о Его законе, и в том числе о субботе. И «сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет; а в шестой день пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, по скольку собирают в прочие дни» (Исх.16:4-5).

«[Но некоторые] из народа вышли в седьмой день собирать – и не нашли. И сказал Господь Моисею: долго ли будете вы уклоняться от соблюдения заповедей Моих и законов Моих? смотрите, Господь дал вам субботу, посему Он и дает в шестой день хлеба на два дня: оставайтесь каждый у себя, никто не выходи от места своего в седьмой день. И покоился народ в седьмой день» (Исх.16:27-30).

Это говорит о том, что евреи должны были уже знать и соблюдать закон Бога и в частности заповедь о субботе не только после получения закона Божьего на Синае, а еще и до выхода из Египта. Но от кого они могли об этом знать?

Оказывается Авраам, который предшествовал Моисею, сам соблюдал Божьи «заповеди, уставы и законы», и научил этому потомков своих. Сам Бог подтверждает это говоря: «Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною [заповедано] было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Быт.26:5). «И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их» (Быт.17:9), (читай главу: «В чем разница между Ветхим и Новым Заветом» в книге: «Спасение во Христе. Свидетельство №3»).

Но тогда встает следующий правомерный вопрос: откуда Авраам мог знать о законе Бога, и когда же была дана человеку заповедь о субботе?

В самом начале, когда Бог сотворил человека, Бог освятил день субботний и дал эту заповедь человеку в составе всего закона Своего. «Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:1-3). На Синае Бог вновь подчеркнул первоначальную важность субботы связанную с сотворением земли: «ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20:11).

Если бы Бог не давал закона, то на земле процветало бы беззаконие, а человек поступая беззаконно не считался бы грешником, ибо «где нет закона, (там) нет и преступления» (Рим.4:15), «ибо законом познается грех» (Рим.3:20), так как «делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1Иоан.3:4). Поэтому человек не смог бы нарушить закон, если бы не было закона.

Итак, мы видим, что вечный закон Божий и в том числе заповедь о субботе были даны еще Адаму от сотворения земли. Адама и Авраама разделяют всего лишь два рукопожатия. На протяжении 243-х лет, Мафусал мог общаться с Адамом и напрямую узнавать от него все, что заповедано было ему Самим Богом, а потом на протяжении шестисот лет, до самого потопа, он мог передавать все это своему внуку Ною. Вместе они могли поклоняться Творцу, соблюдая все заповеди Божии и наблюдать за Раем охраняемым ангелами, где некогда жил Адам, и который находился на земле до самого потопа. Позже и сам Авраам мог общаться с Ноем, который жил на земле пока Аврааму не исполнилось 58 лет. Таким образом мы видим, что Авраам почти напрямую мог знать о всех повелениях, уставах и законах Божиих и передать их детям и потомкам своим после себя.

Но, когда Бог увидел, что евреи в египетском рабстве напрочь забыли про десять заповедей Его закона, которые включают и заповедь о субботе, Он вновь дает их Своему народу на горе Синай, объявляя эти заповеди во всеуслышание. И чтобы подчеркнуть их вечную природу, Он Самолично записывает их ни рукою Моисея на бумаге, но Своим перстом на каменных скрижалях (Исх.31:18).

Эти законы, как мы видим, в том числе и заповедь о субботе, опять были даны для всего человечества, а не только для евреев. «И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы» (Мар.2:27). Животные, рабы и даже пришельцы должны были отдыхать в субботу Господню, а не только евреи (Исход 20:8-11).

День Господень – это не столько название дня, сколько определение его принадлежности. Это значит, что нам необходимо признать за Господином полное право на нас и на этот день, а это в свою очередь означает необходимость признать Бога своим Господином, и посвятить это время Ему, то есть провести это время с Ним. Да и рассудите сами: если суббота предназначена Господу Богу нашему, то, как мы можем соблюсти ее без Него? Чем мы сможем наполнить ее, что могло бы заменить Его Самого?

Благая весть – Господство Бога

«Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20:2,3). Для большинства эта заповедь звучит устрашающе. Многих ужасает сама мысль о том, что Бог будет господствовать над ними и не могут довериться Ему лишь потому, что неправильно понимают Его господство. Они думают, что Господин обязательно лишит их права голоса и свободы выбора.

Сатана сделал все, чтобы извратить людское понимание о Божиих намерениях. И даже благая весть в устах людей стала выглядеть как-то уродливо, как если бы они говорили: «- Слушайте все и не говорите, что не слышали. Примите Господина, которому мы поклоняемся Владыкою над собою, служите Ему, и повинуйтесь во всем, тогда останетесь живы, а если не так, то наш Господин уничтожит вас».

Но Господство Бога необходимо воспринимать не в свете Египетского рабства и угнетения, а в свете господства Авраама. Человек создан свободным и это естественно, что он не желает становиться рабом, добровольно терять свободу выбора. Авраам не захватывал и не порабощал Елеазара. Напротив, имея свободную волю, Елеазар добровольно решил стать слугою Авраама.

Господство Божие подразумевает защиту, помощь, авторитет, заботу и покровительство:

Оно подобно покровительству сильного государства над слабым. Но покровительство всегда дается на условиях, и если условия нарушаются, то и покровительство прекращается.

Еще оно похоже на покровительство государства над своими подданными в других странах. Государственное покровительство заканчивается, если происходит: отречение, смена гражданства, сознательное преступление или терроризм.

А еще Господство Бога напоминает покровительство Отца над сыном его не навязчивый надзор и непринужденное влияние.

Поэтому первая заповедь закона Божьего на языке оригинала выглядит примерно так: «Я Отец и Покровитель твой, да не променяешь ты Меня ни на кого другого». А проповедь евангелия в таком случае зазвучит так: «Я имею Покровителем Самого Бога, хотите ли и вы иметь Такого Покровителя?»

«5 Правление Божье не основано на слепом подчинении и безрассудном контроле, как сатана стремится это представить, но взывает к разуму и совести. «Придите и рассудим, говорит Господь», – таково приглашение Творца к сотворенным Им существам (Ис.1:18). Бог не принуждает волю Своих творений. Он не может принять поклонение, которое не является добровольным и разумным. Вынужденное подчинение препятствовало бы всякому реальному развитию ума и характера. Оно превратило бы человека в обычного робота. Такая покорность не входит в намерения Творца. Он желает, чтобы человек – венец Его творческой силы – достиг наивысшего развития. Он показывает нам высоты благословений, к которым хочет привести нас Своей благодатью. Он приглашает нас отдать себя Ему, чтобы Он мог исполнить в нас Свою волю. Нам же предлагается сделать выбор и освободиться от рабства греха, приняв участие в славной свободе детей Божьих.

6 Покоряясь Богу, нам необходимо отказаться от всего, что могло бы разделить нас с Ним. Поэтому Спаситель говорит: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником» (Лук.14:33). От всего, что отвлекает сердце от Бога, надо отказаться. Идол многих – мамона. Любовь к деньгам, стремление к богатству – это золотая цепь, приковывающая их к сатане. Другой класс людей преклоняется перед славой и земным почетом. Эгоистичная и легкая жизнь без всякой ответственности – это идол третьих. Но эти рабские цепи должны быть разорваны. Мы не можем принадлежать на половину Господу и на половину миру. Мы не дети Божьи, если не являемся таковыми полностью». (Шаги ко Христу5:5-6)

Сотворив весь мир, поставив над ним человека, проведя в общении с человеком первый день его жизни, Бог отделил каждый седьмой день для такого общения с ним. Бог создал человека со способностью стремиться к лучшему, чтобы он мог учиться, достигать новых вершин, развивать умственные и нравственные способности. Но какая роль в этом отведена субботе и зачем Бог разбил всю вечность на семидневные отрезки времени, это мы сейчас и постараемся увидеть.

«Суббота – Господу, Богу твоему»

Бог дал человеку субботнее время и в то же время оно полностью принадлежит Ему. Это как жизнь, которая является даром в том смысле, что дана нам не за плату, и в тоже самое время она не дар в том смысле, что наша жизнь никогда полностью не принадлежала нам и мы не можем распоряжаться ею как своею. «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1Кор.6:19).

Подобно десятине Господней, которая безоговорочно является частью Божьей, что попадает в наши руки для испытания нашей верности Творцу, Он дал нам субботу, что бы мы возвращали ее Ему, проявляя верность Господу Богу своему, признавая Его господство над нашей жизнью.

Признание над собой господства налагает на нас определенную ответственность, потому как каждое действие доброе или худое сопровождается ответственностью за него.

Атеисты не хотят соблюдать субботу, потому что, соблюдая ее нужно признать, что это не простой день, но день принадлежащий Творцу, а значит необходимо признать существование Бога, а признав Его, им придется признать и свою ответственность перед Ним, и тогда уже не получиться быть атеистами. Если бы все люди соблюдали субботу, то они не смогли бы забыть о существовании Бога. Они могли бы противиться Ему, но забыть о Нем не смогли бы.

Недалеко от атеистов ушли, и христиане всех мастей, отвергающие святость соблюдения субботы и усиленно пытающиеся заменить ее празднованием воскресного дня, так как им неохота нести ответственность перед Богом, ведь суббота, указывая на Творца как на Господина, указывает и на нашу ответственность перед Ним.

Отдавая Ему, часть времени, в один из дней, которые Он не просил и убегая от ответственности перед Творцом, соблюдающие воскресный день христиане пытаются как бы заглушить свою совесть и откупиться перед Богом: «Нужен тебе день – на Тебе день. Зачем и почему нам не ясно, да и не важно, но теперь Ты должен благословить нас». Ставя галочку, что отдали Ему день, они пытаются вогнать Бога в долги и оправдать себя перед Ним как бы говоря: «Не Твоим ли именем мы все это делали?» К тому же, теперь, они диктуют Богу условия, какой из дней Ему отдавать, а это означает, что уже не Он Господин, а они – диктующие Ему условия, какой из дней Он должен считать святым.

Ответственность – это чувство долга, чувство необходимости, обязанности отвечать за свои действия и поступки.

Безответственность или нежелание нести ответственность приводит к распущенности, чувству вседозволенности и ко многим серьезным грехам.

Если суббота показывает, что Бог – Господин всего, то кто же, тогда мы перед Ним?

Писание говорит: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт.1:27-28).

Итак, мы видим, что человека Бог создал по образу Своему, и поставил его владычествовать, управлять всем, что Он сотворил за шесть дней.

Так же мы видим, что земля и все наполняющее ее по прежнему остались принадлежать Творцу. Библия говорит: «… Господня – земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» (Пс.23:1), «ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее» (Пс.49:10-12).

Таким образом, наделяя нас владычеством, доверяя нам власть, Господь по-прежнему остается Господином всего, а мы в таком случае становимся Его управителями.

Суббота дана человеку как день отчета перед Господином своим

Итак, если мы управители, а не хозяева, то должны давать отчет Господину о своем управлении. Потому что когда Господин видит управляющего Своего, то ожидает от него не просто улыбки и пожелания доброго дня, но отчета об управлении всем, что ему доверено: «дай отчет в управлении твоем» (Лук.16:2).

В своем управлении землей человек должен был отображать то, как Бог управляет вселенной. Но есть одна загвоздка. Как владычествовать и отображать образ Божий, если ты никогда не видел Его и не знаешь какой Он? Ведь этому надо учиться, надо увидеть, как это делается. Но учиться у кого, когда и как?

Учеба как мы знаем, всегда связана с экзаменом – с подведением итогов, для понимания того, чему мы научились, а на что еще стоит обратить внимание. Если не подводить итоги, то трудно понять, чего мы достигли, где мы находимся и куда необходимо идти.

А потому Бог сделал нечто невероятное. Он определил, чтобы каждый субботний день человек приходил к Нему, учиться, оставляя все свои дела. Наш Господин, Царь всей вселенной, отделил седьмой день, для оставления всякой работы, не потому что устал или хотел отдохнуть Сам или дать отдохнуть человеку который еще не работал, но чтобы общаться с тем, кого Он сотворил, и поставил владычествовать над делами рук Своих.

Бог посвятил Себя на этот день для личной беседы с нами, и определил для этого каждый седьмой день недели на всю вечность. Господин организовал еженедельные встречи для того, чтобы подводить итог, обучать нас, подсказывать, направлять, показывать пример, а также, чтобы мы могли делиться опытами друг с другом, другими словами, чтобы учить нас быть хорошими управителями и возводить нас на высоты земли.

Суббота – раскрывает нашу верность Господину

У каждого господина, каким бы он не был, есть кое-что, чем он не позволяет распоряжаться даже своему лучшему, самому доверенному, и надежному управляющему. И верность управляющего в таком случае испытывается именно этим. Это кое-что должно напоминать управляющему, что все, чем он управляет, принадлежит Господину, а эта неприкасаемая часть не дана в управление даже ему.

Для Иосифа это была жена Потифара: «обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною. Но он отказался и сказал жене господина своего: вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом?» (Быт.39:7-9).

Для Адама и Евы – таким кое что, чем не дано распоряжаться было дерево познания добра и зла: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле», «а от дерева познания добра и зла не ешь от него» (Быт.1:28, 2:17).

Для народа Божьего – это суббота и десятина. «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих» (Исх.20:8-10). «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» (Лев.27:30).

Итак, наш Творец говорит: «Помни день субботний…» (Исх.20:8), «шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему…» (Исх.20:9,10). Это является своего рода знаком, указывающим на то, что если управляющий соблюдает это постановление, то этим он проявляет верность Господину своему.

Заповедь о субботе указывает на то, что Бог сотворил наш мир: «небо и землю и все что в них», и потому является нашим Господином. Он Творец и Господин всего. К тому же этим Творцом и Господином Которому необходимо посвящать субботу по заповеди назван Иисус: «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» (Кол.1:16), «Сын Человеческий есть господин и субботы» (Матф.12:8). А потому, когда заповедь говорит: «в шесть дней делай всякие дела твои, а каждый седьмой день посвящай – Господину твоему», то призывая соблюдать субботу, отдавая это время Творцу, она призывает проявлять верность Иисусу, признавая над собой Его господство.

Помни день субботний – управляющий должен каждый день, всю неделю помнить, и никогда не забывать, что в субботу ему предстоит предстать пред лицо Божие и дать отчет перед Господином своим об управлении всем, что ему доверено, нести ответственность перед Ним за каждый прожитый день недели. Поэтому верный управляющий больше думает не о том, как лучше насладиться богатством Господина, но о том, как он может порадовать Господина своим управлением.

В заповедь о субботе входит также и повеление «шесть дней работай. И делай всякие дела твои». Но работай так, как имеющий ответственность дать отчет перед Господином своим. Твори достойное, чтобы быть в покое, и войти в радость Господина твоего. Мудро управляй всем тем, чем Господин наделил тебя, чтобы не стать лентяем или трудоголиком. Для чего? Для того, чтобы тебе не осуетиться, не забыть Бога своего и не начать поступать по своему произволу.

Управляющие, думающие только о себе, названы неверными и лукавыми рабами.

Раскрывая этот вопрос в притче Иисус «сказал: некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться; призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь. Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.

И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.

Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин. И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.

Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин. Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.

Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял. [Господин] сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял; для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?

И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин. И сказали ему: господин! у него есть десять мин.

Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною» (Лук.19:11-27).

Мне приходилось слышать от христиан ответы подобные этому: «почему это мы сейчас должны отчитываться в своем управлении? Вот когда умрем тогда и отчитаемся!» Но представьте себе, что подобные слова говорит управляющий нанятый вами. Как бы вы его охарактеризовали? Хороший это управляющий или нет?

Сатана прилагает все усилия, чтобы лишить человека общения со своим Творцом. Он заменил субботний день, выделенный для этого Богом на воскресный – первый рабочий день недели, лишив таким образом, человека ответственности возвращать Богу то, что принадлежит Ему, и нести перед Богом отчет. Так же он представляет Господа в глазах людей как грозного рабовладельца, чтобы разрушить общение. А еще вселяет в людей беспечность эгоизм и безответственность.

Но, может ли состояться плодотворная беседа, если ты проявляешь неуважение к собеседнику? Возможно ли, признать Бога своим Господином, если сам диктуешь Ему условия, когда и как будешь отчитываться перед Ним?

Тот, кто не представляет Богу отчет, фактически заявляет Ему: «- Кто Ты такой чтобы я перед Тобой отчитывался?» Такой управляющий является рабом неверным и лукавым, и не избежит наказания.

Тот же, кто приходит к Богу с отчетом, даже если его отчет не удался и не так хорош, как ему хотелось бы, уже только этим действием признает Его своим Господином. Бог принимает его, дает ему наставления, что можно взять на вооружение, над чем стоит еще поработать, что можно улучшить и как, дает ему новый бланк отчетности, чтобы начать управлять заново, с нового листа, и говорит ему: «… хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость Господина твоего» (Матф.25:21). Даже то, что ты признал Меня Господином, уже говорит о том, что ты стараешься быть верным, и Я помогу тебе стать лучшим. «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лук.16:10).

И не важно, что у нас не получается сразу быть хорошими управителями. Если мы будем проявлять верность Господину, то Он обязательно научит нас быть лучшими и поможет достичь высот совершенства. Закон является отображением характера законодателя, а потому стараясь соблюдать заповеди Божии, в том числе и о субботе, мы все больше становимся похожи на Него.

Суббота – это своего рода предоставление Богом шанса новой жизни

Суббота – это шанс новой жизни, шанс начать все заново, перейти на новый уровень в отношениях.

Ты представляешь своему Господину отчет, и Господин принимает его. Но даже если отчет у тебя получился не совсем хороший, ты все равно начинаешь новую неделю с чистого листа. Следующий отчет ты будешь давать только за следующую неделю, и ошибки этой недели не будут в него входить, как если бы этой недели и не было вовсе. Бог не требует изменять наше прошлое. Он хочет, чтобы мы извлекли из ошибок прошлого урок, чтобы не совершать их в настоящем. Потому как если прошлое изменять, то мы не будем чувствовать ответственности за настоящее. Не изменяя нашего прошлого, прощая нас, забывая о всем нехорошем, и не осуждая за него, Бог принимает и любит нас в настоящем.

Таким образом, каждая суббота – это шанс новой жизни, предоставляемой нам Творцом, и эта новая жизнь начинается с вхождения в покой Божий, и в радость нашего Господина.

Итак, посвящая себя Творцу, представляя Ему субботний отчет и согласовывая с Ним свои планы, принося Ему дары, и возвращая Его долю, мы признаем Бога своим Господином и, проявляя верность Ему, входим в новые отношения с Ним, начиная новую неделю с нового листа. Всякий кто этого не делает, не признает Бога своим Господином, не строит с Ним правильные отношения, а значит и заповедь о субботе не соблюдает, и к жизни вечной вместе с Богом не готовится.