Что значит чествовать и чтить субботу

«Будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить» (Ис.58:13). Священное Писание уверенно заявляет о том, что:

Тот, кто не чтит субботу – не чтит и Самого Господина субботы

Но, можно ли почитать вещь или некий отрезок нашего времени, спросите вы, как будто они сами по себе что-то значат? Ведь сами по себе вещи или время не достойны почтения, иначе они начинают превращаться в идолов. Оказывается, что в некоторых случаях можно. Если мы с почтением относимся к подарку, то этим мы чтим дарителя, а не вещь, которую он подарил. И если мы по-настоящему кого-то уважаем, то с почтением будем относиться и к тому времени, которое он уделил нам.

Суббота достойна почтительного отношения к ней потому, что это подарок нам Самого Господина! Само по себе субботнее время ничем не отличается от времени в другие дни недели, но оно почтенно лишь тем, что самая почтенная Личность во вселенной – наш Бог, Творец, Искупитель, Властелин и Вседержитель, – посвятил Себя на это время нам, для личной аудиенции с нами, чтобы сделать нас счастливыми. И если мы почитаем нашего Господина, то будем с почтением относится и к тому времени, которое Он посвящает нам.

Таким образом, почестей достоин не столько сам по себе день недели, сколько Тот, Кого необходимо чествовать в этот день, Тот, Кому этот день принадлежит, то есть Господин субботы. «Бог дал человеку шесть дней, чтобы он трудился для себя, но оставил один день, в который люди должны воздавать Ему особую почесть. Его надо прославлять, а Его власть уважать» (СЦ113:85).

Но что значит чествовать и почитать и в чем выражается это почтение?

Чествовать – это отдавать честь, воздавать почести, давать то чего достойны, выделять перед остальными.

Для Бога честь это не пустой звук. Он дорожит Своей честью, с почтением относится ко всему живому и принимает воздаяние чести от всех сотворенных Им существ. «И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откр.5:11-13). Этой же почтительности и чести Он желает научить и нас, так как по-настоящему почитать может лишь тот, кто сам не понаслышке знает, что такое честь, потому как чествование и почтение напрямую связано с понятием чести.

Честь – это нравственный стержень человека, его приверженность внутренней системе положительных ценностей и верность принципам, устанавливающих рамки того, что он может себе позволить совершить, не испытывая при этом чувства вины и раскаяния. Она сопровождается повышенным чувством ответственности за свои поступки, характеризует порядочность, незапятнанную репутацию, доброе имя и положительную оценку человека, является совокупностью качеств человека, за счет которых он обретает чувство собственного достоинства, самоуважение и уважение со стороны окружающих.

Бесчестие – это обратное понятие. Оно олицетворяет самые низкие человеческие качества – эгоизм, бессовестность, циничность, беспринципность.

Оказание чести часто выражается знаками внимания, оказываемыми кому-либо: данью уважения, признанием достоинств и выражением почтения.

Отдавая честь, люди как бы признают достойность и порядочность людей, с которыми они общаются.

Только человек чести может без кривляния, и, не лицемеря воздавать почести и с почтением относиться к другим. Бесчестный, не может воздавать тем, чего у него нет. Он не имеет чести, ему просто нечем воздавать. Само получение чести от бесчестного человека – бесчестит получателя. Поэтому прежде чем воздавать Богу честь, нужно самому иметь честь и быть честным.

Часто бывает, что люди не ощущают себя достойными, считают, что их не за что уважать. На деле подобное происходит, когда человек совершает тот или иной поступок, за который испытывает впоследствии угрызения совести. В таких случаях говорят, что честь и достоинство потеряны. Как правило, через какое-то время человек заглаживает свою вину, улучшает репутацию, вновь заслуживает уважение общества. Он перестает считать себя неудачником и ничтожеством, снимает с себя это определение. Честь и достоинство при этом вновь возвращаются к человеку.

Бог определил основные ключевые принципы чести и достоинства человека, и дал их всему человечеству в виде десяти заповедей, которые повелел выучить и стараться соблюдать, не давая поблажки в этом вопросе ни малому, ни старому (Втор.5:1).

По средством субботы Бог хочет научить нас почтению не только к Себе, но и друг ко другу. На законодательном уровне Он ввел в практику еженедельное воздаяние почестей и признательности, выражение почтения и уважения, о чем свидетельствуют слова: «чествуемый», «почитаемый», «достойный чести», «почтишь», «воздашь почести», то есть «по чести». И если мы не будем постоянно взирать на честь и достоинство Бога и воздавать Ему тем же, то по-настоящему быть честными мы не научимся, и с почтением относиться к другим не станем.

Почитать – это чтить, уважать, признавать величие, относиться по достоинству, с должным уважением.

Уважение – это отношение почтения к человеку исходящее из оценки его достоинств. Чем выше оценка, тем большего уважения он достоин.

Достоинство – это есть оценка соответствия качествам, принципам и правилам, принятым тем или иным обществом.

Так как принципы одного общества разнятся с принципами другого общества, то может статься, что достойный уважения в одном обществе человек, может быть, презираем в другом. К примеру, один алкоголик говорит другому: «я тебя уважаю», но в обществе трезвенников, подобные люди достойны презрения. И если мы стремимся попасть в царство Божие, то для правильной оценки достоинства или соответствия кого-либо в этом царстве, мы должны принимать и принципы этого царства, то есть принципы Божьего Закона. И чем больше человек будет соответствовать принципам Божьего Закона, тем больше он будет достоин уважения и почтения среди тех, кто также придерживается этих принципов.

Предвзятый судья, это тот, кто пытается судить исходя из своих личных взглядов, ставя свои принципы, превыше тех, соответствие с которыми он должен искать. Что бы быть объективным, он должен принимать принципы того общества, соответствие с которым он должен оценивать обнаруживая достоинства.

Поэтому достоинство соблюдающих субботу необходимо рассматривать в свете принципов соблюдения Закона Божьего. А достоинство субботнего дня в свете Того, Кто его установил.

Почтение – это внешнее проявление уважения, совершение каких-либо действий в знак признания, чьих либо заслуг.

Недаром Бог воспитывает в нас уважительное отношение и почтение к старшим: «Пред лицем седого вставай и почитай лице старца, и бойся Бога твоего. Я Господь» (Лев.19:32). Ведь старшие не только многое сделали для нашего благополучия: увеличили благосостояние мира, создали и поддерживают мировой порядок и общественную систему управления, имеют больше знаний, больший опыт, больше связей, большие возможности, и нам возможно не раз придется обратиться к ним за помощью. Уважение и благодарность, выражающаяся в почтении к ним должны быть не пустым звуком, но отношением подкрепленным действиями.

Творец всего видимого и невидимого является самым старшим во вселенной. Поэтому именно наш Господин, Который является еще и Господином субботы достоин высочайшей почести.

Библия призывает подкрепить наше почтение к Богу своими действиями: «Господь – во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицем Его!» (Авв.2:20). «Да молчит всякая плоть пред лицем Господа! Ибо Он поднимается от святаго жилища Своего» (Зах.2:13). «Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он [никого] не угнетает. Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!» (Иов.37:23,24).

Можно сколько угодно заниматься показухой, кривляться или притворяться, но без уважения исходящего из благодарности и признательности, по-настоящему выказать свое почтение кому-либо невозможно.

Фактически все, кто не чтит день субботний, не любит Бога, бесчестит Его время, отведенное для нас, и на деле ненавидит Его, хотя на словах может заявлять об обратном. Их принципы не совпадают с принципами Бога, и все их действия указывают на их лицемерие. Не лицемер заявит прямо, что ему не нравятся эти принципы, и проявит холодность в отношении к Господу. Лицемер же, не принимая принципов, будет притворяться принимающим, лукавить и лебезить из- за страха осуждения. Но к этим лицемерам Господь говорит: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр.3:15,16).

Почитание любого другого дня вместо субботы, устраняет суть почитания Господа нашего как Отца

Чем же еще таким отличается день субботний от остальных дней недели, что достоин почтения? Тем, что суббота является не просто праздником, но своего рода днем рождения земли. Она принадлежит Господу, и напоминает нам о том, что мы, не сами для себя появились на свет, и не себе принадлежим, но созданы Господом и принадлежим Ему. «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» (Кол.1:16). И как в обычный день рождения, напоминание о том, что мы Им рождены, должно вызывать в нас глубокое чувство признательности за дарованную нам жизнь, и благодарность за Его заботу.

«Суббота была сотворена на благо человеку, и сознательное нарушение святой заповеди, запрещающей труд в седьмой день, – это преступление в очах Неба, которое в законе Моисеевом признавалось настолько тяжким, что требовало смерти нарушителя. Но это еще не все наказание, есть кара самая страшная – ибо Бог лишит вечности преступников Своего закона. Нарушитель должен будет вкусить вторую смерть, которая является полным и окончательным наказанием для преступивших Закон Божий» (СЦ113:86).

Подобным образом наказывалось и непочтительное отношение к родителям: «Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, – то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: “сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница”; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и [так] истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся» (Втор.21:18-21).

Так как четвертая и пятая заповеди в некотором смысле взаимосвязаны: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего и субботы Мои храните. Я Господь, Бог ваш» (Лев.19:3), то пятая заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20:12), как бы вскользь упоминая о земле которую Бог сотворил за шесть дней, некоторым образом отвечает на вопрос: что такое почтение. Почтение в данном случае это проявление уважения к тем, кому мы обязаны.

В нашем мире, в день рождения поздравляют именинника: ему дарят поздравления, подарки, оказывают всяческие почести. Но если задуматься, то за что имениннику дарить подарки и оказывать почести? За то, что он появился на свет? Как будто он появился на свет своею силою.

Отец и мать даровали нам жизнь, заботились о нас, кормили, поили, одевали, ухаживали, лечили, учили, наставляли, поддерживали, защищали. Мы в неоплатном долгу перед ними, и вдруг на наш день рождения они еще нам и должны оказались. Мы ожидаем от них подарков, да еще и не абы каких, а хороших. И если не так, то обиды не миновать. Так, где же тут справедливость? И где почтение? Где благодарность за дарованную жизнь и заботу?

Переведя акцент с родителей на именинника, одаривая его подарками и вниманием, забывая о родителях, сатана воспитывает в людях эгоизм и обворовывает отца и мать в почестях, устраняя пятую заповедь. Люди вроде бы понимают, что нужно чтить родителей, но как это делать забыли.

Поздравление с родительским днем, потому что они родители, как и поздравление с восьмым марта, потому что женщина, или с днем защитника отечества, потому что служил, не является воздаянием почестей родителям, потому что теряется сама суть почитания: «благодарность за дарованную жизнь».

Судя по четвертой и пятой заповеди, в день рождения необходимо воздавать почести не имениннику, но тому, кто его родил, кто даровал ему жизнь.

Суббота это день рождения земли и нас на ней. Она указывает на Бога как на нашего родителя – Отца нашего Небесного, и призывает нас к воздаянию почестей за подаренную жизнь, и не раз в году, как это принято, на день рождения, но каждую неделю.

Что вы скажете, если ваш день рождения заменят каким-либо другим праздником, «днем шахтера» например. Может быть вы и «шахтер», но это уже совсем другой праздник. Так же дело обстоит и с днем рождения земли и человечества на ней. Никакой другой день, или праздник, не сможет заменить субботы. Воздавая почести другому дню, мы всей своей волей выказываем свое непочтение Богу, как Отцу.

Каких же почестей достоин день субботний?

Ты «… почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить» (Ис.58:13).

Мы можем почтить субботу или воздать почести этому дню, и выделить его перед всеми остальными тем, что не будем делать обычные дела в этот необычный день, будем угождать своему Господину, вместо того, чтобы угождать своим прихотям. Не будем произносить пустые слова в день насыщенный Божьими благословениями, в день когда надлежит предстать пред лице Самого Бога. А также тем, что войдем в покой Его, примем Его принципы и будем поступать в мире сем как Он.

Если мы признаем, что Тот, Кто сотворил нас и поддерживает нашу жизнь каждое мгновение, научает нас уму-разуму и заботится о нашем благополучии, Кто даровал нам будущность и надежду – достоин уважения, то почтим время которое Он посвящает нам, тем, что не будем пренебрежительно относится к этому времени, распылять его на что попало: заниматься обычными своими делами, угождать своей прихоти и пустословить, и уделим это время Ему. Таким образом, мы проявим к Нему свое уважение и почтение. Если же вы считаете Бога не достойным вашего уважения, то и почитать время которое Он отводит для вас, вы не станете.

Отдание чести субботе выражается не в том, чтобы воздеть руку под козырек в знак признательности и уважения, а в том, чтобы посвятить это время Господу, провести все это время с Ним. И чем больше мы проводим время с Ним, с почтением относясь к тому времени которое Он уделяет нам, тем больше уподобляемся по характеру Ему Самому. Это и есть те почести, которые Бог хочет, чтобы мы воздавали Ему.

Вот четыре наводящих вопроса, которые вы можете с молитвой задать себе, чтобы определить, действительно ли ваши действия чтят день Господень.

  1. Защищают ли мои действия мои отношения с Богом? Ведь суббота посвящена не самому человеку, но отношениям человека с его Создателем. И когда Бог говорит: «Помни день субботний», то, на самом деле, мы должны помнить Его Самого.
  2. Останавливаюсь ли я от дел своих как и Бог от Своих в день субботний? Вхожу ли я в покой Его? Ведь все действия ради прибыли или удовольствия в субботу направлены на угождение себе, а не на почитание Бога.
  3. Нахожу ли я место, где я могу более ясно слышать голос Бога? Хотя мы должны стремиться слушать Господа каждый день, суббота – это особое время. Посещение церкви, общение с другими верующими, проведение времени на природе и участие в духовно возвышающих мероприятиях более тесно приближают нас к Иисусу.
  4. Отображаю ли я Его принципы и Его характер в своих поступках? Иисус не был бездеятельным в седьмой день. На самом деле, есть много примеров, когда Спаситель облегчал страдания других. Суббота может быть днем посещения больных, одиноких и тех, кто желает слышать о Христе.

Если вы на все вопросы отвечаете «да», то вы на правильном пути.


Наверх