«Дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я Господь, освящающий их» (Иез.20:12).
Суббота – это знамение нашего освящения
Так на что же должна указывать суббота, не только нам, но и Богу и всем окружающим, являясь вечным знамением между Богом и нами? На то, что Он является Богом нашим, освящающим нас!
Будете святить субботы Мои – будете знать, что Я Господь, освящающий вас, очищающий вас от всякой скверны греха. Не будете святить – не будете этого знать, потому что Бог не будет освящать вас. Бог работает лишь над тем, что Ему принадлежит. Подарив нам свободу, Бог не может работать над нами насильно, ибо Он не тиран. Он не лишает нас нашей воли потому что не вор. И не может работать над тем, кто убегает от Него, пускаясь за нами в догонку. Бог будет очищать наш характер лишь в том случае, если мы, доверившись, отдадим себя Ему. Ибо написано: «неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще» (Откр.22:11). Отсюда мы видим, что только святые, полностью посвятившие себя Богу, могут освящаться еще. Нечестивые не могут освящаться, потому что не желают принадлежать Господу и быть свободными от греха.
Наш характер осквернен грехом, наши принципы извращены. Бог же хочет восстановить наш характер по образу Своему, очистить и освятить наши принципы, чтобы они соответствовали Его принципам. Характер Божий отображенный в Его законе, должен отобразиться и в нашем сердце. Его принципы должны стать нашими принципами жизни, в любых ситуациях, а не только когда нам это выгодно. И так как Бог, подаривший нам свободу, не может действовать в нас насильно, то лишь добровольное послушание Его закону сопровождается Его усилиями по очищению нас от греха, и освящению нашего характера. Только приходящий к Богу – освящается от Него, да так, что его характер начинает сиять как лицо Моисея, сошедшего с горы, после пребывания в присутствии Бога.
Характер – это совокупность принципов.
Принципы – это принятые решения, как руководство к жизни, (жизненным обстоятельствам).
Решение – это готовый ответ, (указывающий направление действий в той или иной ситуации).
Гуманное отношение к людям провозглашается всеми религиями и идеологиями. Все понимают, что нехорошо убивать себе подобных. И даже атеисты, люди, не верящие в Бога, твердо знают на основе собственного жизненного опыта, здравого смысла и воспитания, что убивать, воровать и обманывать в принципе плохо, и большую часть своей жизни они не убивают и не грабят, разумеется, пока им это выгодно, или пока власть и общество не требуют от них обратного.
Но, принципы, так называемых гуманных людей, не имея твердого основания, подвержены изменениям, в зависимости от ситуации и интерпретации доводов. Всегда находятся движения, партии, вожди, которые виртуозно разъясняют массам, почему в данном случае убийство целесообразно и «морально», кто и почему является врагом. И массы, как правило, охотно верят в «правильность» их доводов и решений.
Посмотрите на все те конфликты, которые происходили ранее и происходят сегодня в мире, и вы увидите, как миллионы невинных людей, включая женщин и детей, гибнут в ходе этнических, религиозных и классовых столкновений и войн, при стихийных погромах и планомерном геноциде — лишь за свою принадлежность к стану «врага» или «неполноценной» расы. То, что вчера было безусловным злом, сегодня объявляется относительно неверным, а завтра чуть ли не единственно правильным и моральным.
Еще вчера ложь президентов и высокопоставленных чиновников считалась аморальной, а сегодня она уже в порядке вещей, еще вчера убийство мирных жителей осуждалось всеми без исключения, сегодня их смерть рассматривается как приемлемые, сопутствующие потери на пути к достижению цели. Еще вчера сексуальные извращения считались чем-то из ряда вон выходящим, сегодня, под лозунгом толерантности, сексуальным меньшинствам предоставляются большие права, чем большинству несогласных с ними. Так постепенно происходит приспосабливание морали, к сиюминутной ситуации, сползание ее установок в область относительной правильности и относительной неправильности.
Именно поэтому, гуманность еще не является высокой моралью, или совершенными принципами жизни. Характер того, кто исполняет моральные «общечеловеческие» заповеди, только лишь потому, что считает их правильными и разумными, еще не является совершенным, очищенным или святым.
В отличие от субъективной человеческой морали, Божественная мораль абсолютна. Она была дана раз и навсегда, в виде заповедей и не подвержена временным или ситуационным изменениям. Поэтому, только того можно считать высоко моральным человеком, кто соблюдает заповеди, в первую очередь, потому, что они даны Творцом, и лишь во вторую очередь, потому, что они кажутся ему правильными.
То есть, святой характер с освященными принципами имеет лишь тот, кто всегда и везде ведет себя морально, даже в критической ситуации, когда ему тяжело или субъективно невыгодно быть моральным. И не только потому, что такое поведение кажется ему единственно правильным и разумным, но в первую очередь потому, что оно соотносится с Высшим законом Бога Всевышнего.
Но причем здесь суббота? – спросите вы.
Не случайно заповедь о субботе в общем списке десяти заповедей стоит именно посередине: между заповедями, регулирующими отношения с Богом и заповедями которые регулируют наши отношения друг с другом.
Первая заповедь «Я – Господь Бог твой» призывает нас признать то, что миром управляет Творец; вторая «Да не будет у тебя других богов» указывает на необходимость оставить любые виды идолопоклонства: как материальные, так и «высокоидейные»; и наконец, третья «Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно» говорит, что тот, кто произносит имя Господа, Который есть источник добра и справедливости, но своими действиями попирает эти принципы, по существу произносит Его имя, впустую.
Суббота является связующим звеном между Богом и человеком.
Рациональность соблюдения субботы вовсе не очевидна. Почему на один день в неделю надо останавливаться от дел своих? Ведь человеку свойственно стремиться продолжать привычную деятельность и работать все дни недели без исключения, чтобы заработать побольше денег. Ему трудно и порой противоестественно останавливаться, не завершив дела, которыми он занят. Конечно же, человеку нужен отдых, скажете вы, но только тогда, когда он чувствует в этом необходимость. Какой смысл устраивать отдых по плану, отводя ему каждый седьмой день? И почему именно целый день, и не первый, не шестой, а именно седьмой день, – субботу, посвящая ее Господу?
Тот, кто соблюдает заповедь о субботе, своими действиями декларирует, что готов слушаться Господа, независимо от своих убеждений и взглядов. Он останавливается в этот день от дел своих, не потому что устал, но чтобы посвятить его Господу. Такой подход — лучшее лекарство от высокомерия, возведения своего «эго» в статус абсолютного авторитета: «я так считаю, значит, это верно». Таким образом, посредством субботы человек освобождается от эгоизма и открывается для внешнего восприятия; он готов выслушать другое мнение, вступить в диалог, и, отбросив бремя повседневной суеты, вступает в открытое общение с людьми и Творцом. Тот, кто не соблюдает субботу, тот – бунтарь, и освящаем Богом быть не может.
Поэтому, давая заповедь о субботе, прежде чем перейти к «общечеловеческим» законам морали, Творец как бы просит нас задать себе один важный вопрос: «А по каким соображениям я намерен их соблюдать?», потому что, в первую очередь, я считаю их правильными, разумными и справедливыми, или потому, что это закон Творца жизни, заповеди Бога Вседержителя?
Настоящее соблюдение четвертой заповеди является «знамением» или индикатором, который с высокой степенью точности показывает отношение человека к Создателю и Его законам. Соблюдение субботы является знамением, между Богом и человеком, знамением того, что именно Бог является Создателем и Основателем его принципов и высокой морали.
Святите субботы Мои, чтобы вы знали, что Я Господь Бог ваш (Иез.20:20)
Только тот, кто по-настоящему соблюдает субботу, признает над собою власть Бога. Ибо по какой еще причине мы храним от осквернения субботу или нарушаем ее святость? Если мы выбрали Создателя быть нашим Богом, то будем святить субботы Его. Но если богом для нас является наше эго, то нам наплевать на то время, которое Бог посвятил для нас.
Субботство является не целью, но средством, чтобы человеку «проникнуть» в Божий покой, в Его внутренний мир, успокоившись от суеты и угождения себе. А потому, соблюдение покоя в субботу, важно не само по себе, но для того, чтобы обрести характер подобный Иисусу, и мир с Богом.
Суббота способствует нашему освящению, даже более чем обычные дни, потому что именно в субботу нам предлагается посвятить себя полностью Богу, чтобы войти в покой Его, и пребывать с Ним. И чем больше времени мы проводим с Богом, тем больше мы становимся похожи на Него, потому как наш характер, привычки и поведение, зеркально отражают того, кто рядом. Таким образом, не человек создан для того, чтобы соблюдать субботы, но суббота дана на благо человеку (Мар.2:27).
Существует прямая взаимосвязь между нашей духовностью в день субботний и духовностью нашей повседневной жизни. Правильное соблюдение субботы – это выстраивание личных взаимоотношений с Богом, и именно это действие является настоящей причиной нашего освящения. Так как, если мы будем верны Богу в правильном соблюдении предписанного нам покоя, в день субботний, который регулирует наши отношения с Богом – в одной седьмой части всего нашего времени, то в целом, это отразится и на всем нашем характере и на правильности препровождения остальных дней недели.
«Субботы Мои соблюдайте, ибо это – знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас» (Исх.31:13), очищающий от всего ненужного. Освящая нас, Бог как бы одевает нас в одежды свадебные, приготавливая нас для жизни вечной в Его присутствии. И когда Он очистит нас, то мы уже сами будем устремлять свои мысли ко дню покоя от всех дел своих, посвящая себя Ему, будем освящать и святить это время, бережно храня его от осквернения, как свое брачное ложе.
Итак, сохранение суббот в святости является знамением того, что именно Творец является Богом нашей жизни, и что именно Он формирует и освящает наши принципы и высокую мораль. Что мы обретаем Его характер, и перестаем быть эгоистами, успокаиваясь «от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр.4:10).
Наверх