Помни день субботний, чтобы святить его

Бог призывает нас к верности говоря: «Помни день субботний, чтобы святить его …» (Исх.20:8). Словно блудный сын помни как хорошо тебе было с Ним. Помни все то хорошее, что ты ощущал в присутствии Его, чтобы желать вернуться в тот покой, который ты имел у Отца твоего. И помни весь путь которым вел тебя Господь.

Слово «помнить» переводится не только как не забывать, но и еще как устремляться, направлять к этому все свои мысли, держать в поле зрения, не терять из виду.

Суббота или «шаббат» – переводится как покой, но не просто покой, а в данном случае успокоение от дел своих. И если рассматривать этот стих в свете взаимоотношений Бога и человека, то он учит нас не просто не забывать о субботе в течение недели как об очередном выходном или о дне покоя, но пребывать всю неделю в постоянном духовном настрое – «Божьем покое» и устремлять к этому все свои мысли, потому что конечный результат «субботства» это вхождение в Божий покой: «Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр.4:10).

Итак, помни что? – помни день субботний, что он святой. Помни зачем? – помни, чтобы святить его.

Но, что означает слово святить?

Святить – значит всем сердцем чтить, беречь от осквернения, (хранить нерушимость посвящения).

«Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой» (Втор.5:12). «И святите субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш» (Иез.20:20).

Когда Господь говорит: «святите субботы Мои», то как понять, что именно мы должны хранить от осквернения? Хранить день от чего? У нас ведь нет власти над ходом времени, мы не можем внести в него какие-нибудь изменения: испортить его или разрушить. Время нам не подвластно. Поэтому как можно сохранить или осквернить сам день? Его время так и останется неизменным и не нарушенным Его временем.

Говоря «субботы Мои», Бог сообщает нам, что по праву Творца Он имеет право на время нашей жизни. Он отдал нам в распоряжение шесть дней, а седьмой день оставил для Себя: «шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой суббота – Господу Богу твоему». Этим днем распоряжается только Он. И если кто-то посягает на управление этим днем по своему произволу, то этим Он обворовывает Самого Бога, как в случае с десятиной или с деревом познания добра и зла. Другими словами субботы Господни относятся не просто ко времени как к таковому, но ко времени нашей жизни.

Так что же мы должны хранить в этот день и от чего?

«Суббота – Господу Богу твоему». Этот день нашей жизни принадлежит Господу, и все это время без остатка мы посвящаем Ему. Поэтому хранить в субботу необходимо наше посвящение Ему от всего, что отвлекает нас от Него. Посвящая субботы и бережно храня их как Иисус, мы следуем за Господом и подражаем Ему.

«Господу, Богу вашему, последуйте и Его бойтесь, заповеди Его соблюдайте и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь» (Втор.13:4). Здесь употреблено то же самое слово как и в повелении: «потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт.2:24), что говорит об очень близких и прочных отношениях, как между мужем и женой.

«Господа Бога святите в сердцах ваших» (1Пет.3:15). Возможно ли осквернить Бога? Нет. Но можно осквернить свое сердце так, что Бог не будет в нем пребывать. Писание говорит: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2Кор.6:14-18). Таким образом сердце свое необходимо очистить и хранить от всего, что может мешать нашим отношениям с Господом.

«Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Прит.4:23). Ведь именно Бог живущий в нас направляет и поддерживает нашу жизнь. А потому заповедь гласит: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь!» (Мар.12:30).

Так что же нам необходимо святить или бережно хранить от осквернения? Хранить необходимо любовь к Богу в сердце своем, и не осквернять свои отношения с Ним.

Храня любовь вашему спутнику жизни вы направляете свои мысли к самым трогательным моментам ваших взаимоотношений. А потому Господь говорит, что и с Ним мы будем вести не иначе: «Ты будешь устремляться ко дню покоя, проводя со Мною свое время. Будешь направлять все свои мысли ко времени проводимому вместе, и бережно хранить его от всего что может нарушить отношения любви».

Святить можно только святое и только то, что есть

В день субботний выстраиваются и укрепляются наши отношения с Богом, чтобы в последующие дни когда мы будем заниматься своими делами, нам не отойти от Него. Но если у нас нет отношений с Богом, то что тогда мы собираемся хранить? Невозможно хранить и беречь от осквернения то, чего нет или то, что по природе своей не свято, что полно мерзости и скверны. Чтобы что-то святить, нужно чтобы это что-то не только появилось, но и было свято, то есть посвящено и освящено. И чтобы понять, как это делать, необходимо увидеть, как это сделал Бог.

«В шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20:11). Но что означает слово: «освятить»?

Освятить – значит не только посвятить – сделать святым, но и очистить его от всего, что к этому посвящению не относится.

Создавая вселенную для Себя, Бог остановился в день субботний от всех дел Своих, чтобы уделить нам Свое время для общения и создания близких отношений. К тому же давая нам понять, что Его расположение к нам зависит не от прихоти или сиюминутных желаний, Он и сделал эту практику не просто порывом чувств, проявляющуюся время от времени, но на постоянной основе, вселяя в нас уверенность в том что Его любовь к нам не изменится по прошествии времени и не исчезнет.

Творец полностью посвятил нам Себя, отдавая Себя нам на каждую субботу всей вечности, сделав это время святым. Бог оставил в этот день все Свои важные дела не относящиеся к этому посвящению ради общения с нами и выстраивания с нами более близких отношений, освятив таким образом субботу для своего творения. И от нас Он ожидает, что мы будем поступать так же, а именно полностью отдавать себя Ему в этот день, посвящая каждую субботу нашей жизни Господу, останавливаясь этот день от всех дел своих и от всего что к этому посвящению не относится, что бы святить ее.

Одна из трудностей в переводе текста заключается в том, что некоторые слова переводятся не одним словом, а целыми понятиями, что для полного и правильного понимания, так как они не имеют аналогов в другом языке, предполагает описание из нескольких слов.

К тому же, Закон Божий звучит не так, как звучат законы человеческие. Не в повелительном наклонении как если бы кто-то требовал, или заставлял кого-то что-то делать, как будто мы в состоянии сами справиться с соблюдением заповедей. Нет. Закон Божий звучит скорее, как описание симптомов здорового сердца, или рожденного свыше существа живущего в Царстве Божием. Читай книгу: «В чем разница между Ветхим и Новым Заветом. Свидетельство №4».

В таком случае при правильном переводе и с пояснениями четвертая заповедь будет выглядеть в виде хиазма, где первая мысль перекликается с последней, вторая с предпоследней, а центральная мысль указывает основную или главную цель данного текста:

«Будешь устремляться ко дню покоя, направляя все свои мысли к нему, и бережно хранить его от всех дел своих.

В шесть дней будешь работать и делать всякие дела твои, в седьмой же день будешь входить в покой от дел своих, посвящая его Господу Богу твоему.

Не будешь делать никакого дела своего в день покоя, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих;

Ибо и Господь в шесть дней сотворил для Себя небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой успокоился от всех дел Своих.

И изрек Господь благое слово на каждый день покоя, посвятив его Своему творению, очистив его от всего что этому посвящению мешает».

Здесь мы видим, что центральная мысль заповеди о субботе заключается в том, что посвящая себя Господу ты войдешь в покой Божий и успокоишься от дел своих как и Бог от Своих. (Евр.4:10). Бог просит нас взаимно посвятить субботу, следуя Его примеру.

Нам нужно постоянно помнить о святых взаимоотношениях с Богом, устремляясь ко дню покоя, чтобы святить его, беречь их как нежные и теплые отношения с Любимым. Но прежде чем святить субботу, необходимо ее сперва посвятить и освятить это время нашей жизни Ему, так как невозможно хранить от осквернения то, что не является святым. И как Бог посвятил нам Себя на весь день субботний, подарил нам Себя, полностью отдавая нам Себя каждую субботу вечности, освятив для нас это время, так и нам необходимо посвятить субботнее время нашей жизни Господу, для пребывания с Ним успокоившись от дел своих, и очистить его от всего, что к этому посвящению не относится.