Суббота – день святой

Писание говорит: «Шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым, суббота покоя Господу» (Исх.35:2), и еще: «Будешь называть субботу … святым днем Господним» (Ис.58:13,14). Но чтобы понять, как может день быть святым, прежде нужно осознать, что означает само слово «святой».

Святой не означает безгрешный или совершенный, как думают многие. Апостол Петр называет «народом святым» (1Пет.2:9) тех, кто не без греха, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23).

А так как Апостол Иоанн говорит: «святый да освящается еще» (Откр.22:11), то святой также не означает совершенный, потому как совершенный это тот к которому уже нечего добавить, чтобы сделать его еще совершенней.

Любой человек, посвятивший себя Господу, может стать святым, но только до тех пор, пока это посвящение не нарушено. В (Числ.6:1-8) описан человек, желающий посвятить себя Господу. Такой человек назывался назарей, и о нем сказано, что во все дни посвящения своего свят он Господу. Другими словами святой это тот, кто посвятил себя и уже не принадлежит сам себе, но Тому, Кому он себя посвятил. При нарушении посвящения он должен перепосвятить себя, чтобы снова стать святым (Чис.6:9-12), «и должен он снова начать посвященные Господу дни», потому что он сквернился, и прежние дни посвящения его уже пропали.

Слово «святой» в лексиконе Библии используется не только применительно к людям, но иногда и по отношению к животным. В древние времена, когда стоял Иерусалимский храм, а в нем совершались жертвоприношения, человек, решивший принести свою овцу на алтарь, объявлял ее «святой». Статус святости в данном случае проявляется в том, что отныне человек не имеет права пользоваться ею для своих целей, а обязан принести ее исключительно в жертву.

«Если же то будет скот, который приносят в жертву Господу, то все, что дано Господу, должно быть свято: не должно выменивать его и заменять хорошее худым, или худое хорошим; если же станет кто заменять скотину скотиною, то и она и замен ее будет святынею» (Лев.27:9,10).

«И всякую десятину из крупного и мелкого скота, из всего, что проходит под жезлом десятое, должно посвящать Господу; не должно разбирать, хорошее ли то, или худое, и не должно заменять его; если же кто заменит его, то и само оно и замен его будет святынею и не может быть выкуплено» (Лев.27:32,33). В тот момент когда жертва посвящается Господу, она становится святынею, называется «святой», и отличается теперь от остальных тем, что принадлежит Господу.

Святой – это посвященный, отданный, пожертвованный, тот который не принадлежит сам себе.

Таким образом, мы видим, что святость – это не определение безгрешности или совершенности, но определение состояния принадлежности.

Зададимся вопросом: чем отличается святой Молитвенный дом от точно такого же, но не святого? Или чем отличается святой сосуд от точно такого же, но обычного сосуда?

Отделенный нами для служения сосуд все равно остается нашим сосудом, и по определению святым считаться не может. К примеру, у нас есть два горшка, и один мы отделили для цветка, а другой для ночных нужд. Потом через время мы решили поменять их местами. И в этом не будет никакой проблемы, ведь горшки по прежнему наши и мы вправе распоряжаться ими по своему усмотрению. Но если эти горшки мы посвятили, или подарили кому-либо, то мы уже теряем право распоряжаться ими на свое усмотрение, это право обретает тот, кому они теперь принадлежат.

Таким образом святой сосуд – это посвященный, пожертвованный сосуд, он уже нам не принадлежит, но принадлежит Тому, Кому мы его посвятили. И тогда становится понятной реакция Бога на действия Вавилонского царя Валтасара, внесшего на свой пир святые сосуды из дома Божьего. До тех пор пока он ел и пил из сосудов захваченных у князей израильских, он бросал вызов им, но как только он стал использовать для святотатства святые сосуды из святилища дома Господня, он бросил вызов не людям, но Богу, и Бог ответил ему на этот вызов. В эту же ночь, по слову Господа, царь был убит, а его царство отдано другим (Даниил 5 гл.).

Святость – это состояние посвященности и принадлежности заключающееся во всецелом подчинении Богу.

«Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, [для] разумного служения вашего» (Рим.12:1).

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:19,20).

«И не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим.6:13).

Итак, мы видим, что слова: «вы не свои» и «суть Божии», говорят нам о том, что святой это отданный, пожертвованный, посвященный, принадлежащий Тому, Кому его посвятили.

Так, почему же суббота является «святым днем Господним» (Ис.58:13,14)? Да потому что она «суббота покоя, посвященная Господу» (Исх.31:14,15).

Но как можно посвятить субботу? – зададите вы вопрос. Как можно посвятить время?

Так же как мы посвящаем молитвенный дом! В литургии посвящения произносятся слова: «– Мы посвящаем его Тебе…», и с этого времени этот дом уже принадлежит не человеку, но Богу. И человек уже неможет распоряжаться этим домом по своему усмотрению, использовать его для проведения соревнований по шахматам, как кафе или гостиницу в свободное от Богослужения время. Он может использовать его только в том, на что он был посвящен.

Посвященное время так же становится святым. Иногда мы просим кого-либо: «– Посвяти мне пять минут твоего времени». А он отвечает: «– Да бери, конечно, у меня его много», и идет заниматься своими делами. «– Но нет», говорим мы, «– Удели их мне эти пять минут». Нам нужно не просто время. Нам нужен именно этот человек на эти пять минут. Мы можем попросить его выслушать нас, потолкать машину, помочь нам, что-нибудь придержать, перенести. Другими словами, посвящая пять минут своего времени кому бы то ни было, мы посвящаем им себя на эти пять минут.

Посвящая себя Богу мы не теряем самих себя

Некоторые думают, что посвящая себя Богу нужно отрешиться от мира, закрыться где-нибудь в келии, перестать наслаждаться жизнью, ущемляя себя во всем.

Если ты теряешь себя, то кого ты тогда посвящаешь? Бог же не теряет Самого Себя, когда нам Себя посвящает.

Это как посвятить свое время. Оно вроде как все еще остается нашим временем. Это мы в него живем, но наше поведение в нем меняется. Мы живем в это время для других, для тех кому его посвятили, уже не для угождения себе, но для служения другим.

Посредством субботы Бог учит нас посвящать себя Ему

Посвящая субботу Господу, мы посвящаем себя полностью Ему, дарим Богу себя на весь этот день. Конечно, в остальные дни мы тоже принадлежим Ему, но не так как в этот день.

В шесть дней недели Бог позволил нам, как Своим управляющим, делать свои дела, заботиться о себе как о Господе: учиться, работать, достигать целей. Но в день субботний мы должны оставить все это и прийти к Нему на поклонение, поклониться Ему, признать Его власть над собою, показать Ему свою любовь и преданность и осознать, что мы полностью принадлежим Ему, или просто провести с Ним время.

«А день седьмой – суббота Господу Богу твоему…». Мы должны понять, что всякий кто использует хоть часть субботнего времени для угождения себе – обворовывает Бога, посягает на то, что принадлежит Творцу.

Это все равно как если бы он копался в корзине для пожертвований и забирал свои и чужие пожертвования обратно. Или как посвящение дня родителям для помощи, и даже если этот день еще не настал, он уже посвящен, то есть мы на этот день отдаем себя для помощи им. Они откладывают свои дела, отменяют встречи, и если мы вдруг передумали и пошли в этот день по своим делам, то получается, что мы обманули и обворовали их, ведь они вместо того, чтобы ждать нас, могли бы заниматься своими делами. А Бог ждет нас каждую субботу, откладывая все Свои дела.

Собирая людей на богослужения в день воскресный вместо субботнего, многие пытаются сказать, что нет ничего страшного в том, что мы будем поклоняться Богу в день воскресный. Какая разница, какой день сделать святым? Ведь если люди решили собираться на богослужение в воскресный день, то он уже становится не менее святой, чем день субботний, или, что святость субботнего дня, люди по своему усмотрению, могут перенести на любой другой день. Но святость дня определяется не тем, когда собираются люди для поклонения Богу, а тем, кому этот день принадлежит.

Конечно мы можем посвятить Богу еще и другие дни нашей жизни и в этом не будет греха, грех будет в том, если мы будем посвящать это время вместо субботы, ведь в субботу не только мы посвящаем этот день Богу, но еще и Сам Бог посвящает это время нам, и мы не вправе заставлять Его изменить Свое посвящение и Свои решения.

Это как если бы Адам сказал, какая разница, от какого дерева не есть? Ведь если надо от какого-то дерева не есть, то определю ка я для Него какое-нибудь другое дерево. Но Бог определил именно дерево познания добра и зла, которое посреди рая Божьего. Точно так же на правах Творца, Бог определил для Себя именно день субботний, и именно этот день человек должен отдать Господу, и не посягать на него.

За день субботний сказано, что он принадлежит Господу, Богу нашему: «шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему» (Исх.20:9,10). Нет основания думать, что Бог отделил для Себя день воскресный или освятил его, или перенес освящение с субботнего дня на воскресный. Поэтому перед нами встает серьезный вопрос: признаем ли мы, власть Бога над нами и над временем, которое Он посвящает для нас, или мы устанавливаем нашу власть над Творцом, указывая Ему, когда Ему надлежит посвящать Свое время для нас, перенося дни как нам угодно? Признаем ли мы, что суббота это Его день: святой и чествуемый, или по прежнему считаем его своим днем, в противовес Писанию и Богу, и не желаем признавать его святым?

Подводя итог, мы видим, что Бог не только Сам является Святым, посвятив Себя нам, но и, каждая суббота вечности – так же стала для Него Святой – это то время, которое Он отделил для нас, как залог Своей вечной любви. Мы так же можем быть либо святыми – принадлежащими Богу, либо нечестивыми, не принадлежащими Ему. И только для тех, кто посвящает субботу Господу суббота может стать святой.

Если суббота – это посвященное для особых целей время, то она не является святой сама по себе, она свята, лишь для того, кто это время посвящает. Так суббота свята для Бога, потому что Он Сам освятил этот день. Но чтобы суббота стала святой для человека, ему со своей стороны тоже следует посвятить ее для Бога: «шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым, суббота покоя Господу» (Исх.35:2). Все остальные оскверняют субботу, так как святым его не считают. Слова «должен быть у вас святым», говорят о том, что суббота для некоторых не является святой, только потому что они ее не посвятили.

Посредством субботы Бог учит нас посвящать себя Ему. Как мы, посвящая пять минут своего времени кому бы то ни было, посвящаем им себя на эти пять минут, то посвящая субботнее время Богу, мы посвящаем Ему себя на все время субботнего дня, а в дальнейшем и на всю жизнь.

А так как святость – это не определение безгрешности, но состояние принадлежности, и посвятить, подарить, отдать, пожертвовать – это означает, что должна произойти смена собственника, то мы должны перестать быть собственниками того, что мы пожертвовали, и сделать собственником Того, Кому мы все это посвятили.