«И сказал Господь Моисею, говоря: также в девятый [день] седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу; никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего; а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего; и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее; никакого дела не делайте: это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших; это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу» (Лев.23:26-32).
«Вот праздники Господни, в которые должно созывать священные собрания, чтобы приносить в жертву Господу всесожжение, хлебное приношение, заколаемые жертвы и возлияния, каждое в свой день, кроме суббот Господних и кроме даров ваших, и кроме всех обетов ваших, и кроме всего [приносимого] по усердию вашему, что вы даете Господу» (Лев.23:37,38).
В чем состоит основное отличие суббот ваших от суббот Господних
Итак, мы видим, что помимо суббот Господних, Бог установил еще и другие выходные праздничные дни, называя их субботы ваши. И хотя, и те, и другие праздники названы субботами, Бог делает четкое разграничение между ними, говоря, что одни субботы принадлежат нам, а другие Господу. Бог назвал их субботами для того, чтобы указать на прямую взаимосвязь в их праздновании, и те, и другие праздники, необходимо было праздновать, находясь в покое от дел своих, чтобы видя, как празднуются эти дни, мы понимали, как необходимо праздновать субботу Господню.
Субботы наши, должны были праздноваться почти так же, как и субботы Господни, но имели совсем другой статус. Наряду с еженедельными субботами (см. Лев. 23:3) в Израиле существовало семь годовых церемониальных суббот, особо отмеченных в израильском религиозном календаре. Годовые субботы не имели прямого отношения к седьмому дню или недельному циклу. Этими днями покоя, «кроме суббот Господних» (Лев. 23:38), являлись: Пасха, первый и последний дни праздника Опресноков, день Пятидесятницы, праздник Труб, день Очищения, а также первый и последний день праздника Кущей (см. Лев. 23:7, 8,21,24,27,28,35,36).
Поскольку эти субботы высчитывались от начала религиозного года, начинавшегося весной и исчислявшегося по лунному календарю, то они могли прийтись на любой день недели. Когда же они совпадали с еженедельными субботами, то их называли «великими днями» (см. Ин.19:31), и «та суббота была день великий», не потому, что распяли Христа, а потому, что совпала с Пасхой, и являлась как бы двойной субботой.
Существует четкое различие между нравственным законом Божиим, в котором четко обозначена суббота Господня, и законом Моисея, в котором расписаны субботы наши. Десять заповедей были написаны перстом Божиим на каменных скрижалях и помещены внутрь ковчега завета (Втор.10:2), под крышкой ковчега, которая символизирует Божий престол и Его вечное правление. Законы же Моисея были написаны рукою Моисея и помещены рядом с ковчегом завета, по правую руку от него (Втор.31:26). Они были символом временного дополнения и свидетельствовали против человека, согрешающего. Именно это «рукописание, которое было против нас, и Он (Иисус) взял его от среды (не из ковчега) и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол.2:14-15). Другими словами, на кресте, было упразднено то, что было временным дополнением, а не то, что вечно.
Годовые субботы относились к иудейской обрядовой системе, учрежденной на горе Синай, и указывали на будущие события, которые должны произойти в мире: на грядущего Мессию, Его смерть, воскресение и второе пришествие. (Читай книгу: Когда придет Христос. Свидетельство №2). Соблюдение одних праздников потеряло свой смысл с Его смертью на кресте, когда они осуществились по существу и во времени. Именно об этих субботах говорится в (Кол.2:16,17): «Итак, никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело – во Христе». Другие праздники еще не исполнились по существу и во времени и все еще продолжают указывать на второе пришествие Христа, и перестанут иметь значение после этого события. (Читай книгу: «День, час, месяц и год когда Христос придет. Свидетельство №2 часть 2. Тайна Божия сокрытая в Библии»)
Итак, субботы ваши в отличие от суббот Господних установлены лишь на время, и названы они субботами лишь потому, что празднуются точно так же, как и субботы Господни. Они также являются днями вхождения в покой от дел своих. А потому посмотрев, как празднуются эти дни, можно увидеть, как необходимо праздновать субботу Господню.
Что говорит Сам Бог о том, как должно праздновать субботы?
«Суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мар.2:27,28). Иисус сказал это в том смысле, что суббота – это праздник Господень, который Он устраивает для человека, именно Он является его создателем и учредителем, и лучше Него никто не знает, как его необходимо праздновать, и что именно нам надлежит в него делать. А потому нам необходимо каждый раз спрашивать Его об этом.
Отвечая на вопрос, как праздновать субботу, Бог говорит: «семь седмиц отсчитай себе; начинай считать семь седмиц с того времени, как появится серп на жатве; тогда совершай праздник седмиц Господу, Богу твоему, по усердию руки твоей, сколько ты дашь, смотря по тому, чем благословит тебя Господь, Бог твой; и веселись пред Господом, Богом твоим, ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, который в жилищах твоих, и пришелец, и сирота, и вдова, которые среди тебя, на месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его» (Втор.16:9-11).
«Веселись в праздник твой ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые в жилищах твоих» (Втор.16:14).
«Три раза в году весь мужеский пол должен являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей; и [никто] не должен являться пред лице Господа с пустыми [руками], но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа, Бога твоего, какое Он дал тебе» (Втор.16:16,17).
«Но к месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите, и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего; и ешьте там пред Господом, Богом вашим, и веселитесь вы и семейства ваши о всем, что делалось руками вашими, чем благословил тебя Господь, Бог твой» (Втор.12:5-7).
«Тогда, какое место изберет Господь, Бог ваш, чтобы пребывать имени Его там, туда приносите все, что я заповедую вам: всесожжения ваши и жертвы ваши, десятины ваши и возношение рук ваших, и все, избранное по обетам вашим, что вы обещали Господу; и веселитесь пред Господом, Богом вашим, вы и сыны ваши, и дочери ваши, и рабы ваши, и рабыни ваши, и левит, который посреди жилищ ваших, ибо нет ему части и удела с вами» (Втор.12:11,12).
«Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля [твоего] каждогодно, и ешь пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там; десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни.
Если же длинна будет для тебя дорога, так что ты не можешь нести сего, потому что далеко от тебя то место, которое изберет Господь, Бог твой, чтоб положить там имя Свое, и Господь, Бог твой, благословил тебя, то променяй это на серебро и возьми серебро в руку твою и приходи на место, которое изберет Господь, Бог твой; и покупай на серебро сие всего, чего пожелает душа твоя, волов, овец, вина, сикера и всего, чего потребует от тебя душа твоя; и ешь там пред Господом, Богом твоим, и веселись ты и семейство твое. И левита, который в жилищах твоих, не оставь, ибо нет ему части и удела с тобою.
По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади [сие] в жилищах твоих; и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые [находятся] в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать» (Втор.14:22-29).
Что делает праздник праздником? И чем отличаются праздники от обычных дней?
Праздники – это особые дни, которые отличаются от обычных дней несколькими важными характеристиками:
- Праздники прерывают круговорот повседневности. Праздник – это временное выключение из обычного ритма жизни, возможность отдохнуть, расслабиться, получить новые впечатления.
«Шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших» (Лев.23:3). «Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих» (Исх.20:9,10).
- Праздник создает особое эмоциональное настроение радости, приподнятости, единения. Люди чувствуют себя более открытыми, счастливыми, готовыми к позитивному общению. Праздничная атмосфера дает возможность получить эмоциональную разрядку: выразить эмоции, снять накопившееся напряжение, получить положительный заряд энергии.
«Веселись в праздник твой ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и пришелец, и сирота, и вдова, которые в жилищах твоих» (Втор.16:14). «Веселитесь вы и семейства ваши о всем, что делалось руками вашими, чем благословил тебя Господь, Бог твой» (Втор.12:7).
«И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе. Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, не соблюдая заповедей Его, и законов Его, и постановлений Его, которые сегодня заповедую тебе» (Втор.8:10,11).
Но, почему же люди в свои субботы празднуют, радуются и веселятся, а в субботы Господни ходят с мрачными лицами? Не потому ли, что перестали быть благодарными Богу?
В субботу мы вспоминаем о подвиге Иисуса Христа, о том, что Бог сделал для нашего спасения, и весь путь по которому вел нас Господь, опыты побед и поражений, а также вынесенные из них уроки. Суббота, это праздник, когда мы славим и благодарим Господа за все, что Он сделал для нас. «Воскликните Господу, вся земля! Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием! Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы – Его, Его народ и овцы паствы Его. Входите во врата Его со славословием, во дворы Его – с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его, ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род» (Пс.99:1-5). «Славьте Господа, провозглашайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; пойте Ему, бряцайте Ему; поведайте о всех чудесах Его; хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа; взыщите Господа и силы Его, ищите непрестанно лица Его; поминайте чудеса, которые Он сотворил, знамения Его и суды уст Его» (1Пар.16:8-12).
Праздничное настроение создается и обуславливается несколькими факторами:
Эмоциональным фоном, который включает в себя позитивный настрой окружающих, атмосферу радости и приподнятости, ожидание чего-то особенного, открытость для исполнения надежд.
Визуальными элементами, которые сопровождаются праздничным оформлением, украшениями, яркими цветами, нарядной одеждой, торжественной обстановкой.
Звуковым сопровождением: музыкой, поздравлениями, праздничными песнями.
Особым тоном взаимоотношения, проявляющегося в теплом общении с близкими, совместных традиционных действиях, групповом переживании событий, и внимании друг ко другу.
Сенсорными впечатлениями: от вкусной еды, особых праздничных ароматов, дарения или разворачивания подарков, дружеских объятий.
Таким образом, праздничное настроение – это особое внутреннее состояние, которое рождается от сочетания этих внешних и внутренних факторов.
- Каждый праздник имеет свои уникальные традиции и ритуалы – специфические угощения, песни, обряды, которые передаются из поколения в поколение и делают событие неповторимым.
«От вечера до вечера празднуйте субботу вашу» (Лев.23:32). Празднование субботы от вечера до вечера, берет свое начало от сотворения земли. Библия говорит, что сама суббота, как и дни творения у Бога начинаются с вечера: «И был вечер, и было утро: день один» (Быт.1:5).
Если мы привыкаем воспринимать начало дня в полночь, и каждый день живем по этому измерению времени, то потом в субботу очень трудно, получается, перестроиться на библейский лад. Вот почему к встрече субботы мы порою относимся не так чутко. Мы нарушаем священные часы субботнего дня, не ощущая их святости, и к началу субботы относимся формально.
Чтобы выработать благоговейное отношение к началу субботнего дня, необходимо начать каждый день встречать с вечера. Чтобы показать, как это делать, Сам Бог оставил нам в писании пример для подражания. Каждый день вечером, подводя итог Своем действиям, Бог оценивал результаты Своей работы. «И увидел Бог свет, что он хорош, … и был вечер, и было утро: день один» (Быт.1:4,5, 8, 10, 12-13, 18-19, 21-23,31)
Так и нам каждый день, с наступлением вечера, необходимо не только научиться встречать новый день, но и подводить итог завершившегося дня. Таким образом, мы научимся не только четко определять границу вечера, при наступлении субботнего дня, но и с благоговением готовиться к нему среди недели.
Мы должны так научиться входить в новый день, как будто начинаем новую страницу своей жизни. Вечером перед сном, по примеру Господа, мы подводим итог предыдущего дня и согласовываем планы на следующий день. Фактически наш новый день начинается с хорошего сна, а сон начинается с общения с Богом и завершается общением с Ним, плавно переходя в следующий трудовой день, при подведении итогов прожитому дню, отчетности Ему и согласовании с Ним планов на следующий день.
Праздник подразумевает нахождение в чистой праздничной одежде. И это относится как к физической одежде, так и к духовной. Суббота – это праздник взаимного посвящения между Богом и человеком – брачная вечеря Агнца, и каждому приходящему Бог дает торжественную брачную одежду – незапятнанную праведность Христа (Матф.22:11-12). Всякий кто пренебрегает облечься в «праведность святых» (Откр.19:8) – бесчестит себя и бросает вызов Богу.
Если суббота – это не наш праздник, но праздник Господень, и все люди, приходящие к Богу по субботам, рассматриваются как гости на этом празднике, то «[никто] не должен являться пред лице Господа с пустыми [руками], но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа, Бога твоего, какое Он дал тебе» (Втор.16:16,17).
В субботу, как и на любом празднике всегда присутствует вкусная еда. Но где взять столько вкусной еды, если денег на все не хватает? Именно для этого Бог повелел отделять «десятину нашу», которая откладывалась в домах наших, используемую для прославления Господа (Втор.14:22), помимо десятин Господних – приносимых в дом Господень. Именно про нее Господь говорит: «покупай на серебро сие всего, чего пожелает душа твоя, волов, овец, вина, сикера и всего, чего потребует от тебя душа твоя; и ешь там пред Господом, Богом твоим, и веселись ты и семейство твое» (Втор.14:26).
- Праздники способствуют социальному взаимодействию людей – объединяют семью, друзей, коллег, и все общество в целом. Они создают пространство для совместного переживания и общения.
В последнее время мне все чаще встречаются люди заявляющие, что праздник стал просто формальностью, и что уже нет того ощущения праздника, что было раньше. Но все это происходит от того, что люди привыкли больше ожидать от кого-то что-то, чем кому-то что-то давать, и чем-то делиться с ним.
Праздник делает праздником – наличие на нем гостей. Без гостей, когда не с кем поделиться радостью и благословениями, почему-то праздник перестает быть праздником. Но чей это праздник, и кто на нем гости? Суббота Господня – это Божий праздник. И много званных на него, но мало избранных. Не все идут на него, чтобы веселиться перед Господом, Богом своим.
Второй десятины должно было хватить, чтобы не только вы праздновали, но, и чтобы пригласить других, праздновать вместе с вами и славить Господа. И Господь говорит: «пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые [находятся] в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать» (Втор.14:22-29).
«И веселитесь пред Господом, Богом вашим, вы и сыны ваши, и дочери ваши, и рабы ваши, и рабыни ваши, и левит, который посреди жилищ ваших, ибо нет ему части и удела с вами» (Втор.12:11,12).
Субботы Господни это праздники, «в которые должно созывать священные собрания» (Лев.23:2), на которых организовывалась бы встреча с Господом. Все гости пришедшие на праздник Господень, остановившись от дел своих, начинают взаимодействовать друг с другом и с Богом на новом уровне. Праздником субботу делают наши ощущения праздника: радость, веселие, ожидание сюрприза или чего-нибудь нового. И именно такие грандиозные, торжественные и вдохновляющие собрания, прославляющие Господа, и создающие причастность к общественному мероприятию, делают каждую субботу Господню – праздником.
Зачем приходить на поклонение или собираться вместе? – спросите вы. Для того отвечает Господь:
Чтобы служить, назидать и поддерживать друг друга: «Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию» (1Кор.14:26). Поделись тем, что дал тебе Господь.
Чтобы вместе славить Господа и веселиться перед Ним: «Славьте Господа, провозглашайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; пойте Ему, бряцайте Ему; поведайте о всех чудесах Его; хвалитесь именем Его святым; да веселится сердце ищущих Господа; взыщите Господа и силы Его, ищите непрестанно лица Его; поминайте чудеса, которые Он сотворил, знамения Его и суды уст Его» (1Пар.16:8-12).
«106 Всем вам следует сознавать, что вы должны выполнить определенную работу и сделать субботние собрания интересными. Вы должны собираться вместе не только потому, что так заведено, но для того, чтобы обменяться мыслями, рассказать о своих повседневных опытах, выразить благодарность, поведать свое искреннее желание о Божественном просвещении, дабы вы могли познать Бога и посланного Им Иисуса Христа. Совместное общение во Христе укрепит душу для жизненных испытаний и конфликтов. Никогда не думайте, что вы могли бы оставаться христианами и вместе с тем замыкаться в себе. Каждый из нас является частью великой человеческой общности, и опыт каждого будет в значительной степени определен опытом его товарищей» (СЦ67:106).
Иудеи до сих пор отмечают субботу с торжеством, радостью и особым изобилием пищи. Они отмечают Шаббат, как праздник: встречают субботу зажиганием свечей, устраивают трапезы с субботними песнями, проводят время с семьей и близкими друзьями, посвящают субботу духовному росту, изучению Торы. Лишенный будничных забот, субботний день просто предназначен для духовных занятий. Соблюдая святость субботы, и отстраняясь от работы в этот день, еврей провозглашает веру в то, что Бог – является Творцом мира, и что именно Он управляет всеми процессами в нем.
- За каждым праздником стоит определенный смысл – историческая память, религиозное верование, достижение или значимое событие.
Суббота – это праздник Господень, который Он устраивает для нас.
Праздник силы Своего могущества, день сотворения нашего мира, день нашего рождения для Него, праздник почтения Богу как Отцу и поклонения Ему как Творцу.
Суббота – это праздник победы над грехом, искупления и освобождения падшего человека от греха, праздник возможности нашего покаяния и шанса новой жизни благодаря Его победе.
Суббота – это праздник брачного союза между Господом и Его народом, праздник взаимного посвящения себя друг другу – брачная вечеря Агнца, праздник святости, праздник обновления завета верности и торжества перепосвящения.
Суббота – это праздник вхождения в небесные обители, праздник успокоения от дел своих и вхождения в покой Его и в радость Господина своего.
Суббота – это и есть праздник любви, праздник единения с Богом и со всем Божиим творением – это ликование души – праздник достижений, и наслаждения делами рук Божиих и делами рук своих.
И если для нас что-либо значит то, что Бог сделал для нас: сотворил, искупил, очистил, освятил, даровал жизнь, избавил от рабства греха и т.д., то мы придём к Нему на этот праздник, и будем веселиться с Ним.
- Приготовление
Вспомните, как вы готовились к празднику Нового Года, как вы закупали угощения, украшали дом или комнату, готовили вкусную еду, накрывали на стол, рассылали приглашения, предвкушая праздничное событие. И уже даже само приготовление к празднику поднимает праздничное настроение, особенно если вы делаете это все вместе.
- Отдача
Праздничное настроение обретается лишь тогда, когда вы отдаетесь этому полностью.
Не потому ли суббота перестала быть для нас праздником, что мы сами превратили ее в будни, перенося будничные заботы на субботу? Мы перестали святить субботу, и бережно хранить ее от осквернения, и вместо того, чтобы посвящать ее – Господу Богу своему, мы растрачиваем ее направо и налево. Сознаем ли мы, что мы Его, или мы еще далеки от понимания святости.
Именно сочетание всех этих элементов превращает обычный день в настоящий праздник, наполняя его особым смыслом и настроением.
Проведите весь субботний день в ощущении Его присутствия, в осознании, что вы Ему принадлежите. Поверьте, это не будет зря потерянным временем. Ведь основная цель субботнего праздника – это ощутить присутствие Бога в своей жизни, провести это время с Ним, познавая Его, замечая и ощущая Его любовь, всматриваться в нее, наполняться ею, и откликаясь на нее, отвечать взаимностью.
Практическое задание
Нам необходимо ощущать себя не управителями праздника, но гостями на празднике Господнем.
Постарайтесь в пятницу вечером провожая закат и встречая субботу, войти как бы во Святое Святых Божьего присутствия. Перед сном, и после сна, а потом и в течение дня, постарайтесь ощутить совершенный покой от того, что вы находитесь в Божиих руках.
Что еще можно сделать в субботу, чтобы усилить ощущение праздника и его торжественность:
- Успокоиться от дел своих, и войти в покой Его
- Произвести Отчет и Согласование планов с Господом
- Ощутить Бога и послушать, что Он тебе скажет
- Поклониться и перепосвятить себя Господу
- Размышлять над словом Божиим
- Завести тайного друга
- Поделиться Божьими благословениями, и полученными от Бога дарами, опытами, или тем, что открытиями, субботними поздравлениями, памятными стихами, служа друг другу тем, что дал тебе Господь
- Обрести радость в Господе