«Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли» (Ис.58:13,14).
Удержишься от пустословия
Пустословие – это произношение пустых слов, не наполненных смыслом и настоящей ценностью, ничего не дающих слушающему их.
Мы находимся здесь на земле, как в Небесной школе, где каждый день приближает нас к выпускному экзамену, и серьезнейшему испытанию, которое покажет, приготовились ли мы к жизни на небе, является ли наш характер достойным воскрешения и наделения вечной жизнью, или мы зря потратили отведенное нам время и не оценили предложенного дара. Только вот разница со студентами здесь велика. Если студент не ценит знания, он может подкупить ректора на экзаменах, пронести шпаргалку, схитрить, понадеяться на авось, пересдать. В крайнем случае, если провалит экзамены, он почти ничего не теряет и может пойти учиться в другое место. Но в заключительной оценке нашей жизни так не бывает. И там если не прошел испытания, то потеряешь все. Поэтому к отведенному времени жизни необходимо относится серьезно. Не стоит растрачивать его по пустякам: на угождение прихоти, на стремление к неважным целям или пустословие, убивающее понапрасну наше время.
Пустословие, это ни к чему не ведущий разговор, как бы разговор ни о чем, поверхностно затрагивающий различные темы без обсуждения их глубокого содержания или смысла. Оно опасно, так как может отвлекать от важных вопросов, создавать иллюзию общения, но не способствует пониманию истины или развитию. А еще, пустословие приводит к недопониманию и потере времени, мешая построению продуктивных отношений и решению реальных проблем.
Нравится ли вам когда вас обманывают или обворовывают? Кому это может нравиться? А вот произносящий пустые слова, обворовывает тех, кто его слушает. Он ворует их время и благословения, которые те могли бы получить, не давая в замен ничего равноценного. Он, таким образом, является худшим из воров, потому как пытаясь выглядеть благородным, он убивает при этом время слушающих его, которое равноценно жизни, и душу умирающую от голода.
Сюда относятся и те, кто желает пообщаться на отвлеченные темы, ведь общение, как и все остальное, в субботу должно назидать и услаждать внутреннего духовного человека, а не распаленную душевную чувственность. Сюда относятся и пастора, не подготовившие сытного хлеба для души и выдающие свою болтовню за слово Божие. Сюда относятся и молящиеся длинными молитвами, которые пытаются показать себя набожными перед окружающими. И поющие, которые поют не с душою, а с тем, чтобы их похвалили. Все эти притворщики, являются в этот момент прислужниками сатаны, незаметно убивающими души людей. Берегитесь, говорит Иисус, чтобы не оказаться в их числе, потому как «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матф.12:36,37).
И если в обычные дни пустословы очень много воруют у людей, то в день, когда люди приходят за благословениями к Богу, пустословы занимаются откровенным грабежом. Это как если бы какой проповедник, убеждал бизнесмена, зарабатывающего по 1000 долларов в час, посетить его богослужение. А когда тот придёт, рассказывал бы ему неподготовленные, пустые басни, и переливал бы из пустого в порожнее, не давая в замен ничего, хотя бы даже равноценного потерянных 1000 долларов в час. Не подобен ли он тому, кто взял у бизнесмена денег, чтобы организовать ему хорошую поездку в Лондон, или Париж, с доставкой, проживанием в пятизвездочном отеле и питанием в лучших ресторанах, но вместо обещанного, за эти деньги, показал бы ему всего лишь открытки и рекламные баннеры, и даже пирожка понюхать не дал? Как вы думаете будет чувствовать себя этот бизнесмен? Может быть кто-то и привык, что его постоянно обманывают. Но не все же такие. А теперь представьте, что таких бизнесменов к нему пришло человек сто. Сколько, как вы думаете, он у них уворовал?
И потом эти горе-проповедники еще искренне удивляются, почему это люди не идут к ним в церковь? Да за Христом, чтобы послушать Его, люди из городов в пустыню шли, бросая все свои дела, потому, что слова Его были дороже золота. Поэтому, если вы хотите подражать Христу, то да будут слова ваши наполнены смыслом, ведущими к благости, обладающие ценностью и красотой, как «золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах» (Прит.25:11). И если вы научитесь удерживаться от пустословия, то так оно и будет.
Но не только от пустословия Бог призывает удерживаться.
Удерживаться необходимо еще и от исполнения прихотей своих
Некоторые дела вроде как могут казаться безобидными, но по сути являются угождением прихоти своей. «Развлечения, игры с мячом, купание не являются необходимостью, напротив, это греховное пренебрежение святым днем, освященным Иеговой». (И.В.т.3.стр.258.ор.)
И для того, чтобы понять, что значит «удержать ногу свою от исполнения прихотей своих», для начала необходимо понять, что такое прихоть?
Прихоть – это настойчивое исполнение своих сиюминутных желаний, которые можно отложить на потом. Прихоть – это в первую очередь угождение себе любимому.
Но если бы прихоть являлась грехом, то не было бы сказано о том, чтобы воздерживались от нее только в субботу. Напротив, сказано: «шесть дней работай и делай всякие дела твои». Хочешь ты резные двери вместо простых – пожалуйста, это не грех. Хочешь трехэтажный дом и это непроблема, – развивайся.
Забота о себе, это важная часть нашей жизни. К тому же проявление любви к окружающим напрямую зависит от того, как мы любим себя, ибо написано: «возлюби ближнего твоего как самого себя». Но если угождение прихоти своей, начинает занимать все время нашей жизни, то становится идолом, которому мы служим, и является нарушением первой заповеди. И если, мы каждый день будем исполнять только свои желания, то постепенно мы привыкнем думать только о себе и станем эгоистами, а центр нашего внимания постепенно сместиться с поклонения Богу на нас самих.
«Эгоцентризм» – это выстраивание своего понимания мира таким образом, что в центре всего находится наше эго и угождение ему, что становится почвой для всякого греха.
Предписывая каждый седьмой день полностью останавливаться и удерживаться от исполнения прихотей своих, посвящать себя на весь день Господу и служению окружающим, Бог предусмотрел, чтобы заповедь о субботе стала своего рода инструментом, позволяющим Ему устранять причину греха в нашем сердце, а именно: «эгоизм» – «жизнь только для себя», «служение своему эго». Таким образом, правильное соблюдение субботы, и вхождение в покой от исполнения прихотей своих, работает как прививка от «эгоцентризма». Ведь если мы никогда не будем останавливаться от угождения себе, то стремление к эгоизму будет только набирать обороты, пока наше «я» не займет место Бога в нашей жизни.
А еще, постоянное угождение своим желаниям, может привести к зависимости, ухудшению здоровья, потере эффективности в достижении целей, упущенным возможностям и потере контроля над своей жизнью. Остановка же позволяет принимать более взвешенные решения, наметить истинные цели, оценить последствия своих действий и определить приоритеты.
Поэтому в субботу Бог призывает нас останавливаться от угождения себе, на регулярной основе.
Не будешь заниматься обычными твоими делами во святой день Мой
Чем исполнение дел своих отличается от угождения прихоти своей?
Угождение прихоти своей связано с удовлетворением сиюминутных желаний, часто без учета последствий, и преследует кратковременные удовольствия. В то время как исполнение дел своих подразумевает ответственное выполнение задач, которые вы для себя ставите, и основывается на долгосрочных целях.
Может быть нам и не хочется работать, стирать, убирать. Вместо этого, мы с удовольствием позагорали бы на пляже, поиграли бы в игры, посмотрели бы телевизор. Но мы понимаем. Что если мы не заработаем денег, не отремонтируем шкаф или не приготовим покушать, то условия нашей жизни не улучшаться сами собой. Наши обычные дела связаны с нашей повседневной жизнью, и являются, как мы называем их, – рутиной. И мы бывает настолько увлечены этой рутиной, что забываем останавливаться от нее даже в день субботний.
Но, «19 Бог требует, чтобы сегодня Его святой день соблюдали так же свято, как в древнем Израиле. Все христиане должны воспринимать повеления Иеговы, данные евреям, как предписания, относящиеся и к ним. Накануне субботы следует отвести весь день приготовлениям к предстоящим святым часам. Ни в коем случае не следует заниматься повседневными делами в это святое время. Бог повелел заботиться о больных и страждущих; работа, которая необходима для облегчения их состояния, является делом милосердия, а не нарушением субботы. Но всякую другую работу, которая не является необходимой, надо отложить. Многие небрежно оставляют до начала субботы небольшие дела, которые могли бы закончить в день приготовления. Так не должно быть. Работу, которая осталась не сделанной до начала субботы, следует отложить до тех пор, пока не окончится суббота. Такое отношение к субботе может помочь беспечным христианам внимательней относиться к своим делам на протяжении шести рабочих дней». (ПП26:19)
«83 Глава VI. ПРАВИЛЬНОЕ СОБЛЮДЕНИЕ СУББОТЫ
84 декабря 1865 года мне было показано, что некоторые адвентисты к соблюдению субботы относятся нерадиво. Не видно стремления закончить мирскую работу за шесть рабочих [532] дней, которые Бог дал человеку, и не посягнуть ни на один час святого времени, которое Он оставил для Себя. Никакие человеческие дела не могут считаться настолько важными, чтобы оправдать нарушение четвертой заповеди Иеговы. В некоторых случаях Христос позволял трудиться в субботу, когда надо было спасти жизнь человека или животного. Но если мы нарушаем четвертую заповедь ради земной выгоды, то есть меркантильных соображений, то становимся нарушителями субботы и виновными в нарушении всех заповедей, ибо, когда мы грешим в одном чем-нибудь, становимся виновными во всем. Если ради того, чтобы сохранить собственность, мы преступаем ясно выраженную заповедь Иеговы, то где тогда предел? Стоит согрешить в малом и не посчитать это тяжким грехом, как совесть тут же притупляется и теряет чувствительность, в результате чего мы можем пойти еще дальше и, выполняя большой объем работы в субботний день, льстить себе мыслью, что мы соблюдаем субботу, тогда как по меркам Христа мы нарушаем все святые предписания Божьи. Соблюдающие субботу виновны именно в этом смысле, но Бог обращает внимание на «мелочи», и все, кто думает, что сэкономил час или два и принес себе пользу, посягнув на часть Божьего времени, рано или поздно столкнутся с потерями. Господь не может благословить их, как хотел бы, ибо они бесчестят Его имя и пренебрегают Его заповедями. Божье проклятие почиет на них, и они потеряют в десять или в двадцать раз больше, чем приобрели. «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня» (Мал.3:8).
85 Бог дал человеку шесть дней, чтобы он трудился для себя, но оставил один день, в который люди должны воздавать Ему особую почесть. Его надо прославлять, а Его власть уважать. И однако же человек обкрадывает Бога, отрывая для себя часть того времени, которое Создатель отвел для Себя. Бог предназначил седьмой день для отдыха человека на благо ему, а также для Своей славы. Он видел, что человеку необходим день покоя от трудов и забот, что его здоровье и жизнь подвергнутся [533] опасности, если он не будет отдыхать от труда и волнений шести дней.
86 Суббота была сотворена на благо человеку, и сознательное нарушение святой заповеди, запрещающей труд в седьмой день, – это преступление в очах Неба, которое в законе Моисеевом признавалось настолько тяжким, что требовало смерти нарушителя. Но это еще не все наказание, есть кара самая страшная – ибо Бог лишит вечности преступников Своего закона. Нарушитель должен будет вкусить вторую смерть, которая является полным и окончательным наказанием для преступивших Закон Божий». (СЦ113:83-86)
Таким образом мы видим, что Бог повелевает христианам относиться к субботе так же свято, как относились к ней в древнем Израиле.
Но означает ли это, что теперь вообще никакими делами заниматься в субботу нельзя? И чем вообще тогда заниматься в субботу? Каким должен быть субботний покой? Разве можно отдыхать принудительно? И будет ли отдых человеку отдыхом, если ему хочется поработать, а он должен оставаться в покое по заповеди, да еще и не только от дел, но и от угождения прихоти своей и от пустословия? Ведь нашем понимании, отдыхая, мы стараемся развлечь себя, расслабится, заняться любимым делом, помечтать о чем-то своем, поговорить о пустяках – и это как раз, то, чего в субботу делать нельзя. А когда то, что мы должны делать, уже сделано, а то чего хотим – делать нельзя, то не начинается ли уже тогда вместо отдыха, внутренняя борьба с самим собой?
Каким же должен быть субботний покой?
Итак, мы выяснили, что у каждого человека свое понимание о покоя. Для одних людей покой – это полное расслабление, сладко поспать, чтобы дотянуть день до вечера, сытно изыскано поесть, угождая своему чревоугодию, а отдых других людей заключается в их развлечении, или занятии любимым делом так, чтобы ему ничто не мешало. Так вот, чтобы не возникало множества разногласий по данному вопросу, повелевая человеку соблюдать «шабат», Сам Бог в заповеди о субботе, дает пример покоя в этот день: «Помни день субботний – «шабат», чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота – «шабат» Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20:8-11). И только поняв суть покоя на примере того, как покоился Бог в этот день, мы сможем вынести для себя правильное понимание исполнения заповеди о покое Божьем в своей жизни.
«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт.2:2,3).
Еврейское слово «нуах», которое в синодальной Библии переведено, как «почил», имеет следующие значения: «отдыхать», «останавливаться» и другие родственные по смыслу значения. Если же читать Божьи заповеди в переводе Септуагинты, то это же самое слово используется здесь в значении «оканчивать», «прекращать», «останавливать», «удерживать», «отставить», «перестать», «пресечь», «устранить» и т.д.
В этом смысле отдых имеет значение воздержания и остановки, в отличие от того отдыха, который мы привыкли связывать с полным расслаблением. Необходимость в расслаблении возникает у человека по причине его утомленности делами, но «вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает» (Ис.40:28). В субботу Бог почил не вообще от всех дел, но Он остановился только от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
Таким образом, Его покой был связан не с отдыхом от трудов, а с остановкой для другого рода занятий. Господь отложил все Свои дела, чтобы отделить и посвятить это время для общения со Своим творением. Поэтому именно этот покой и ставится в пример для человека: как Бог воздержался от исполнения Своих планов в день субботний, так и человек должен воздерживаться от своих замыслов, прекратив ради Бога все свои дела. «Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр.4:10).
В заповеди о субботе речь идет именно о покое от дел для себя, чтобы посвятить это время Господу, как и написано: «шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему» (Исх.20:9,10). И тогда получается, что в субботу мы либо живем для Бога, либо – для себя, третьего не дано.
Суббота дана нам как преддверие вхождения в вечный Божий покой
Мы находимся здесь на земле, как в Небесной школе, где каждый день приближает нас к выпускному экзамену, и серьезнейшему испытанию, которое покажет, приготовились ли мы к жизни на небе, является ли наш характер достойным воскрешения и наделения вечной жизнью, или мы зря потратили отведенное нам время и не оценили предложенного дара.
Живя в субботу с Богом мы готовимся жить вместе с Ним в вечности. Но, мы не сможем войти в вечный покой Его, пока мы намерены просто «отдыхать» в субботу, вместо того, чтобы «останавливаться» в своих прихотях. Если мы не можем прекратить угождать своим желаниям, говорить и думать о своем в субботу, то мы не сможем воздерживаться от служения только самим себе и в обычные дни, когда можно делать дела свои. И если мы не находим радости в Боге сейчас, посвящая Богу всего лишь один день в неделю, то наша жизнь превратится в сплошной кошмар в Небесном царстве, где нас ожидает вечное посвящение себя Господу.