«А входим в покой мы уверовавшие» (Евр.4:3)
«А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: “Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой”, хотя дела [Его] были совершены еще в начале мира. Ибо негде сказано о седьмом [дне] так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих» (Евр.4:3,4). Но «те, которым прежде возвещено было, не вошли в него за непокорность» (Евр.4:6). «Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр.4:9,10).
Покой, в который не вошли евреи, проявив непокорность, и в который Бог предлагает войти уверовавшим, это именно тот покой, который был предложен людям еще при сотворении мира, и который был связан с остановкой Бога от всех дел Своих в день седьмый.
Что это за покой? Что значит войти в покой Его? Как понять, что мы вошли в него? И почему не все, а только по-настоящему верующие могут войти в покой Его?
Итак, какой он этот Божий покой?
Его покой, это твердость и уверенность в действиях, которые проистекают из истины. Только знающий истину и живущий в соответствии с нею, может уверенно находиться в покое Его. Божий покой это некое чувство защищенности, успокоенности, наполненности, уверенности, счастья, нужности. Этот покой, подобен покою ребенка отдыхающего на груди у матери, которая его любит, покою жены находящейся в объятиях любящего мужа, покою мужа уверенного в Божьей любви, и знающего, что чтобы ни случилось, Бог позаботится о нем, и все будет ему во благо.
Покой Божий, предложенный человеку при сотворении, был его естественным состоянием, которое он потом потерял из-за греха. Находясь во грехе, человек не мог уже находиться в покое, в его душе поселились страх, стыд, чувство вины, появилась тревога, душеное неудовлетворение. А мы уже рождены во грехе, и для того, чтобы войти в покой Его, нам необходимо выйти из состояния пребывания во грехе. Но сделать это мы можем только уверовав.
Божий покой может быть только в присутствии Бога и без Бога существовать не может
А так как Бог присутствует повсеместно, то и в покой Его можно войти всегда и везде. Бог всегда был и является вездесущим, и все что можно знать о Боге, открыто людям, потому что Бог Свою невидимую сущность, вечную силу Свою и Божество, от создания мира, через рассматривание творений сделал заметными для людей, а потому те, кто не знает Его, не имеет оправдания (Рим.1:19,20). И все же большинство людей, и в их числе даже многие христиане, не осознают или не признают Его присутствия, и вместо того, чтобы искать Бога, они даже живут так, как если бы Он вообще не существовал.
Пренебрегая истиной о Боге, и не стремясь ее открыть для себя, мы теряем возможность войти в покой Его, теряем больше чем казалось бы приобретаем. Ибо как говорит Господь: «истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною; и как ты забыл закон Бога твоего то и Я забуду детей твоих» (Ос.4:6). Опасность состоит не столько в самом неведении, сколько в отвержении ведения и нежелании познавать. А потому, неспособность обрести покой Его, является результатом не только сознательного отвержения истины, и Божьего закона, но и неверия в то, что Бог существует, «ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр.11:6).
По этой же причине и евреи не смогли войти в покой Его. Бог вывел евреев из Египта, проведя над египтянами десять казней, которые не затронули Израиль. Провел их по дну Чермного моря, погубив там только гнавшееся за ними войско фараоново. Дал им Свой совершенный закон, превосходивший все законы когда-либо бывшие на земле. Проявлял о них заботу, давая им манну и воду, и защиту и множество чудес. Но, даже видя Бога в столпе огненном и облачном, они все еще думали, что их ведет не Бог, а Моисей: «И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом» (Исх.16:2,3).
Видя это, Сам Бог «вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой» (Евр.3:10,11). «На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?» Итак, мы видим, что они не могли войти в покой Его из-за неверия проявляющегося в непокорности (Евр.3:17-19).
Ко всем же кто услышал или узнал о Боге и о Его любви к человеку, Бог обращается говоря: «”не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое. Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих, и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой“» (Пс.94:8-11).
Итак, заблуждение сердца идет от заблуждения ума, а точнее, от отвержения истины и нежелания познавать Бога. Чтобы понять, как познавать Бога, читай главу: «Возлюби Господа Бога твоего (Матф.22:37)», из книги: «Кто такой Бог. Свидетельство №1».
Только пребывающий в Боге может пребывать в покое Его!
Евреи не вошли в покой Его, потому что не познали путей Его (Евр.3:10,11). Но чтобы познать пути Бога, нужно познать Его Самого. «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: “я познал Его”, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем. Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1Иоан.2:3-6).
Суббота является одной из десяти заповедей Божиих, призывающей нас войти в покой Его так же, как Он успокоился от дел Своих. И кто не поступает так, как Он поступал, тот никогда по настоящему не сможет познать Бога, а значит и возлюбить Его. Кто отказывается принимать заповеди Его, тот проявляет непокорность, отказываясь принимать Творца Богом своим, или другими словами, отказывается верить, ожесточая свое сердце против Бога.
«Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет» (Евр.3:7-11). Ропот возникает тогда, когда мы не верим в Божью любовь, и не доверяемся Его водительству, не живем по истине из-за неверия. Неверие всегда проявляется в ропоте. И если мы чем-то или кем-то недовольны в своей жизни, то это лишь говорит о том, что у нас нет веры в Бога, и что где-то мы отвергли истину, а наше сердце, поддавшись соблазнению греха, стало неверным, изворотливым и жестоким.
«Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: “ныне”, чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом. Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, доколе говорится: “ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота”. Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.
На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не могли войти за неверие» (Евр.3:12-19).
Именно неверие мешает нам войти в покой Его
Евреи не познали Бога, и не поверили в то, что Бог хочет или может позаботиться о них. Осуетившись, они полагались и надеялись только на себя и свои силы, и видя затруднения, роптали на Бога, как на Того, Кто виновен во всех их бедах. Их неверие стало причиной их неспособности войти в покой Его. Видя, как Бог вел их, они не приняли Божьего водительства, не поняли Его любовь и заботу о них, а потому возроптавши, не вошли в покой Его.
Ибо невозможно находиться в покое и радости в присутствии Царя, о котором ты думаешь, что Он жестокий и гневающийся тиран. При мысли об этом вся внутренность наша будет сжиматься от страха и в тоже время, понимая, что ничего не можем противопоставить Ему, мы все равно будем противиться Ему, ибо в нас вложено чувство справедливости.
Но не Бог восстал против людей, а люди против Бога. И не Его сердце ожесточилось грехом, а наше. Не Его нужно умилостивлять и примирять с нами, а нас с Ним. Грех исказил правильное понимание того, каков Бог и как Он к нам относится. Именно по этой причине Бог явился в нашей плоти, чтобы показать нам каков Он на самом деле, привлечь нас к Себе Своей любовью, взять на Себя нашу вину и примирить с Собою мир. «Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим.5:10), и «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим.5:1).
Христос не был замечен в нарушении или отвержении заповедей Божиих, и если мы примирившись с Богом смертью Сына Его, хотим спастись жизнью Иисуса, то и нам следует принимать и соблюдать заповеди Божии, в том числе и субботу, ибо «входим в покой мы уверовавшие» (Евр.4:3). Но уверовавшие во что?
В покой могут войти только те, кто верит в то, что Бог их любит
Уверовавшие в то, как сильно нас любит Бог, так как новая жизнь возможна лишь тогда, когда ты другими глазами смотришь на Бога. Уверовавшие в то, что Сам Бог введет нас в обещанный Им покой, который Он приготовил для всех любящих Его, и доверяющихся Ему. Уверовавшие в Его истину и принявшие ее как новую реальность нашей жизни, которую Он предлагает нам.
Уверовавшие – это не просто согласившиеся с теми или иными доктринами. Ненужно путать веру с вероисповеданием. Уверовавшие – это принявшие истину как руководство к жизни, и живущие в соответствии с этой новой реальностью, так как Вера – это способность принимать другую реальность.
Если неверие в Божью любовь мешает мне войти в покой Его, как и в прошлом именно из-за неверия евреи не смогли войти в покой Его (Евр.3:19), то почему я не верю в Божью любовь? Как мне поверить в нее? И что мешает мне в нее верить?
И если я не верю, то я либо не вижу Его любви в своей жизни, либо не принимаю ее в свое сердце. А так как знание того, что Бог меня любит, вроде бы есть, то почему же я смотрю и не вижу Его любви? Не потому ли, что я пробегая по ней косым беглым взглядом, не всматриваюсь в нее, не заостряю на ней свое внимание? Не потому ли, что взором своим ищу не любовь, а что-либо другое, что для меня важнее на данный момент, чем Божья любовь? Когда же в таком случае придет то самое время, чтобы рассмотреть, что такое Божья любовь, насколько она хороша, и как ценна она для меня? У большинства такое время не наступает никогда, и не потому, что времени им не хватило, а потому, что не посчитали это важным для себя. Ведь только мы принимаем решение, что для нас важно, а что нет, чему стоит уделять свое время, а на что не стоит и обращать внимания.
Выходит мы сами мешаем Божьей любви проникнуть в нас, тем, что не ищем ее как самой великой ценности, не придаем ей той важности, которую она имеет. Ведь мы не можем принять того, чего не знаем, что не увидели, не поняли и не познали. Как же в таком случае, сделать это своим и оценить больше чем все остальное? Да никак, потому как чтобы ценить необходимо знать, что это такое, столкнуться с этим, уделить этому время, чтобы познать, проникнуться и принять. О любви, что это такое и как ее иметь, читай в главе: «Что такое “Настоящая Любовь”» из книги: «Спасение во Христе. Свидетельство №3».
Так что это значит, пребывать в любви, и как это сделать?
Пребывать в любви – это постоянно находиться в этом состоянии, пропитаться им, ощущать Божью любовь к себе и откликаясь на нее, самим проявлять ее к окружающим, стать своего рода проводником Божьей любви от Бога к человекам.
Могли ли евреи ощущать Божью любовь, чтобы уверовать в нее и войти в покой Его? Да, конечно! Но они старались не замечать ее, воспринимали ее как должное, как нечто само собой разумеющееся, как Божью обязанность, а не Его любовь, и потому не смогли ощутить ее и ответить той же любовью, не стали они проводником любви. Теперь мы видим, что помешало им войти в покой Его: то, что они не оценили любовь Его и не стали пребывать в ней.
Наша любовь к Богу проявляется в том, что мы начинаем соблюдать заповеди Его (Иоан.14:15), «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки» (1Иоан.5:3). Ибо весь закон десятисловие основывается на двух заповедях любви: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф.22:37-40). Только в мире где все соблюдают Божии заповеди, живя по закону любви, можно чувствовать себя спокойно, и находиться в покое. Но чтобы войти в этот мир, мы уже здесь должны научиться жить по заповедям любви.
Сегодня Бог показывает нам на сколько сильно Он возлюбил нас. Настолько, что отдал нам самое дорогое, что Он имел, что бы мы были спасены, «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан.3:16). «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:8). «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни, … Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем» (Ис.53:4,5). И если Бог «Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим.8:32). В лице Иисуса Бог показал, как сильно Он нас возлюбил, и через Свою любовь Он вводит нас в Свой покой.
Итак, пребывать в Божьем покое, мы можем только пребывая в Боге. И только поверив в Божью любовь и доверившись ей, мы можем войти в покой Его, ибо кто пребывает в любви, лишь тот пребывает в Боге и Бог в нем, потому, что «Бог есть любовь» (1Иоан.4:16). И «если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас» (1Иоан.4:12). А потому, только возлюбив Бога всем сердцем своим и всею душею своею и всем разумением своим, и ближнего своего, как самого себя (Матф.22:37-39), человек может войти в покой Божий и пребывать в нем.
Как мы поймем, что вошли в покой Его?
«Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр.4:10).
Невозможно войти в покой Божий отдельно от Бога, иначе это уже будет наш покой, а не Божий. Если бы в заповеди о субботе речь шла о нашем покое, то призыв был бы тогда, войти в покой свой, и у каждого был бы свой покой. Но призыв звучит войти в покой Его, говоря: «Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность» (Евр.4:11).
В чем разница? – скажете вы. В том, что наш покой – это просто отдых. Богу же не нужно отдыхать, «вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает» (Ис.40:28). Божий покой – это полная остановка от дел Своих, чтобы уделить это время другим, а это возможно лишь только в любви. Поэтому все, кто не старается обрести любовь и войти в покой Его, впадают в непокорность.
А еще Божий покой отличается от нашего покоя тем, что человек был создан не для того, чтобы ему служили, но чтобы в заботе и служении другим, он находил свое призвание, смысл жизни и наивысшее удовлетворение для своей души. Подтверждая эту истину, и подавая нам пример, для подражания, «Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Матф.20:28). И как результат таких действий, когда «душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством» (Ис.53:10,11).
Войти в покой Божий – это значит успокоиться от дел своих, и начать жить для других. Только любящий может по-настоящему служить ближним, а не просто выслуживаться перед ними.
Итак, входим в покой мы уверовавшие, принявшие Божию любовь, в сердце свое. Посему постараемся пребывать в ней постоянно, чтобы войти и пребыть в покое Его.
Субботний покой установленный на законодательном уровне, помогает нам возлюбить Бога, так как на постоянной основе, выделяет седьмую часть нашего времени именно для того, чтобы мы не отвлекаясь ни на что, могли всмотреться в Божью любовь, увидеть и оценить ее, войти в нее и пребывать в ней, а в итоге войти в покой Божий.
«Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших» (Евр.4:1,2). «Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность» (Евр.4:11).
В чем же привлекательность Божьего покоя? И почему он должен нам нравиться? Чем жизнь друг для друга, где человек человеку друг, брат и сестра, привлекательнее, чем жизнь в которой каждый живет сам для себя, где человек человеку волк и где выживает сильнейший? Чем жизнь в любви, лучше жизни в эгоизме? На этот вопрос попробуйте ответить себе самостоятельно, чтобы у вас появился личный стимул. И все же дам вам небольшое направление для полета ваших мыслей:
Мир, где каждый живет для себя, хоть и наполнен людьми, почему-то для вас становится чужим. Даже в переполненном городе, с его большими домами и красивыми витринами, вы ощущаете себя убогим и никому ненужным сиротой, выкинутым на обочину жизни. Тревога, незащищенность, боль и страх, естественные спутники этого мира.
Мир же, где все живут в любви и заботе о других, где каждый рад видеть вас в любое время и готов прийти на помощь, ощущается родным домом, где все хорошо и спокойно. И зная эту разницу, Бог предлагает нам определиться в каком мире мы хотели бы жить.
Чуть больше о том мире и покое который предлагает нам Бог вы можете прочитать в главе: «Жизнь вечная» из книги: «Спасение во Христе. Свидетельство №3»
Наверх