За всю историю Земли, человечество познакомилось с четырьмя храмами Божьими, в которых обитает или обитал Сам Бог. Но сколько же истинных храмов Божиих четыре или один?
Нуждается ли Бог в храмах? Или для чего нужен храм
«Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо – престол Мой, и земля – подножие ног Моих. Какой храм созиждете вы Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?» (Деян.7:48-50), (Ис.66:1).
Но если Бог не нуждается в Храмах, то для чего же тогда нужен храм?
Храм Божий обладает основной целью, организовать встречу с Богом и поклонение Ему, и дополнительной функцией, объяснить действия Бога в деле спасения вселенной.
Храм Земной являлся всего лишь прообразом Небесного храма
«Первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется “святое”. За второю же завесою была скиния, называемая “Святое-святых”, имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. При таком устройстве, в первую скинию всегда входят священники совершать Богослужение; а во вторую – однажды в год один только первосвященник, не без крови, которую приносит за себя и за грехи неведения народа» (Евр.9:1-7). Все эти жертвы и богослужения призваны были показать, что совершает Бог для спасения человека.
Главное же, на что указывает Писание, «есть то: что мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах, и [Он есть] священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек. Всякий первосвященник поставляется для приношения даров и жертв; а потому нужно было, чтобы и Сей также имел, что принести. Если бы Он оставался на земле, то не был бы и священником, потому что [здесь] такие священники, которые по закону приносят дары, которые служат образу и тени небесного, как сказано было Моисею, когда он приступал к совершению скинии: смотри, сказано, сделай все по образу, показанному тебе на горе» (Евр.8:1-5).
Все взоры людей должны были устремляться в Небесное Святилище, где совершалось истинное, а не прообразное служение. «Образы небесного должны были очищаться сими, самое же небесное лучшими сих жертвами. Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного [устроенное], но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие» (Евр.9:23,24).
[Сим] Дух Святый показывает, что еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, [относящимися] до плоти, установлены были только до времени исправления. Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр.9:1-12).
Если человек совершал служение и приносил жертвы с пониманием того, что они олицетворяют, то это было для Господа как благоухание приятное (Быт.8:20,21).
Но если жертва приносилась бездумно, то о такой жертве Бог говорил: «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят» (Ис.1:11-20).
Итак, мы видим, что земной храм, установлен был лишь до времени, и нужен он был для того, чтобы наглядно раскрыть план спасения человеку.
Небесный храм, так же, как и земной, олицетворяет служение, совершаемое по очищению сердца человека
Семисвечник небесного святилища является прообразом семи церквей. Апостол Иоанн пишет: «Я был в духе в день Господень, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний; то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию. Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом». «Итак напиши, что ты видел, и что есть, и что будет после сего. Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице Моей, и семи золотых светильников [есть сия]: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей» (Откр.1:10-13,19,20).
Фимиам, который возносится на жертвеннике курения является прообразом молитвы святых. Как говорит Иоанн богослов: «И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр.5:8). «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога. И взял Ангел кадильницу, и наполнил ее огнем с жертвенника, и поверг на землю: и произошли голоса и громы, и молнии и землетрясение» (Откр.8:3-5).
Крышка благодати, являющаяся престолом Божиим, и располагавшаяся над скрижалями завета с написанным на них Законом Его, говорит о том, что именно этот закон является основанием Его правления.
Херувимы же, располагающиеся над крышкой ковчега завета, символизируют ангелов, внимающих закону Бога.
Если Бога не видел никто никогда, то как тогда понять слова Иоанна богослова о видении Сидящего на престоле? Дело в том, что книга «Откровение» написана образным языком, Иоанну были представлены лишь картинки: большого красного дракона – древнего змея, зверя с семью головами и десятью рогами, блудницы, и т.д., чтобы мы догадывались к кому какой образ или картинка относится. Но это не говорит, о том, что именно так они и выглядят. И если Иоанн видел Агнца как бы закланного, имеющего семь рогов и семь очей (Откр.5:6), то это не значит, что Сын Человеческий выглядит именно так. То же относится и к Сидящему на престоле. В символе сидящего на престоле был представлен Бог Отец, Которого по словам апостола Павла, никто никогда не видел и видеть не может, ибо Он есть Бог невидимый. Так неужели Иоанн увидел невидимого, или он увидел всего лишь символический образ невидимого Бога?
Престол олицетворяет правление, и ни одно сильное правление не может существовать без закона. Поэтому престол невидимого Бога утверждён на законе Его, и Его правление распространяется на всех, кому дан этот закон, то есть на всю вселенную. Крышка ковчега завета, над которой сияла слава Господня, располагаемая над скрижалями закона Его, называлась престолом благодати, и олицетворяла Его престол. Принципы Его характера являются твердым основанием Его правления, так как они неразделимы с Его законом – истиной в последней инстанции. И именно эти принципы находятся во святом святых Его присутствия, в сердце Самого Бога. Близость Господа к каждому жителю вселенной, обуславливается принятием Его правления. Близок Господь ко всем соблюдающим закон Его не зависимо от их расположения во вселенной. «Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине» (Пс.144:18).
И тогда слова: «Господь во святом храме Своем, Господь, – престол Его на небесах» (Пс.10:4), подразумевают, что храмом Его является вся вселенная, и престолом Его – все Небесное Царство.
Возможно на небе и присутствует храм Бога, так же как он присутствовал на земле, являясь всего лишь пособием, раскрывающим работу Бога над сердцем поклоняющегося, и прообразом настоящего храма Его.
Заповедь о субботе – является истинным храмом Божиим на все времена
«Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, [как бы] имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся, и существуем» (Деян.17:24-28).
Бог, Который живёт не в сотворённом Им мире и не в рукотворных храмах, не обусловлен конкретным местом Своего пребывания во вселенной. Это понимали даже в древние времена. Как говорил царь Соломон: «поистине, Богу ли жить с человеками на земле? Если небо и небеса небес не вмещают Тебя, тем менее храм сей, который построил я» (2Пар.6:18). «И достанет ли у кого силы построить Ему дом, когда небо и небеса небес не вмещают Его? И кто я, чтобы мог построить Ему дом? Разве [только] для курения пред лицем Его» (2Пар.2:6).
Храм Божий напрямую связан с поклонением Ему. Но если Вездесущий Бог наполняет всякую точку вселенной, и поклонение Ему происходит в духе и истине, а истина — это Его характер отображенный в Его законе, то Сам Бог является храмом Его. Об этом же заявляет и Апостол Иоанн, говоря о небесном граде: «Господь Бог Вседержитель – храм его есть» (Откр.21:22).
К тому же, если Бог безграничен, то никакой локальный храм не может вместить вездесущего Бога, или предоставить свободный доступ для общения с Ним или возможность поклонения Ему, в одно и тоже время для всех жителей вселенной. Безграничный Бог не может быть заперт в ограниченном пространстве, поэтому истинный храм Божий должен быть гораздо больше и превосходить любое локальное строение. Истинный храм Божий, вмещающий в себя и безграничного Бога и всех жителей бесконечной вселенной должен наполнять всю вселенную, и заполнять собою все пространство.
Господь наполняет всю вселенную. Все Им и для Него и из Него сотворено, «достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и [все] по Твоей воле существует и сотворено» (Откр.4:11). И все живет благодаря Ему, Он поддерживает жизнь во всем. «Мы Им живем и движимся и существуем» (Деян.17:28). И даже сам сатана не может жить без того, чтобы Бог поддерживал в нем жизнь, ибо «никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей» (1Иоан.3:15). И нет места во вселенной где не присутствовал бы Бог.
И если мы говорим не о Христе, а о Вездесущем Боге Отце, то Он описан как всегда и постоянно пребывающий во Святом храме Своем, и нет времени когда бы Он находился вне храма. А если нет такой точки во вселенной где бы не присутствовал Бог, то это значит, что вся вселенная является жилищем Всемогущего, и местом пребывания Его, то есть домом Господним и храмом Его. Таким образом, Бог всегда пребывает в храме Своем и нас приглашает войти в покои Его.
Но как же нам войти в храм Божий, и как он разделяется на святое и святое святых?
Единственное разделение, которое включало бы в себя все бесконечное пространство, чтобы каждый её житель в духе и истине на любом месте мог поклониться Богу, заключается во времени. Причём, так как храм Божий свят, то все это время должно быть свято, а часть времени должно быть более свято, чем все остальное время, чтобы быть прообразом святого святых.
Именно такое разделение времени всей вечности, где большая часть времени бесконечной вселенной все это пространство должно быть святым, и меньшая часть времени оно же должно составлять святое святых отделения Божьего храма, производит заповедь о субботе.
«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх.20:8-11).
Все время Святого Бога свято, но время которое Он посвящает нам свято вдвойне. И тогда получается, что мы живём как бы в храме Господнем, пред лицом Самого Бога, под кровом Всевышнего, под сенью Всемогущего покоимся (Пс.90:1). Праведный живет в жилище Самого Бога и под кровом крыл Его будет покоится вечно (Пс.60:5), (Пс.14:1-5), он будет жить в во дворах дома Господня, и насыщаться благами Святого храма Его (Пс.64:5).
Занимая центральное место в Божьем законе, не только по расположению, но и по тематике, заповедь о субботе является объединяющей заповедью всего закона Божьего, как бы ковчегом хранящим взаимоотношения между Богом и людьми. Она регулирует не только наши отношения с Богом (как заповеди с 1-й по 3-ю), призывая посвятить себя Господу, но и наши отношения друг с другом (подобно заповедям с 5-й по 10-ю), повелевая проявлять заботу о других, останавливаясь от дел своих. А так как именно соблюдение субботы помогает нам практически обрести любовь во взаимоотношениях, необходимую для соблюдения всего закона, то именно она является тем инструментом, который запечатлевает весь Божий закон – отображение Божьего характера в нашем сердце, делая его храмом Всемогущего Бога, где закон Божий является престолом Его. «Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность» (Евр.4:10,11).
Мы входим в храм Его когда приобщаемся к святости Его. Как говорит Господь: «освящайте себя и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, [свят]» (Лев.20:7), «и святите субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш» (Иез.20:20). Отображая Его святость, мы посвящаем свою жизнь Ему. Все время посвятившего себя Богу свято, а посвящённое время святого получается свято в двойне. Обыденные отношения святых являются прообразом святого отделения храма, святые же, посвящённые друг другу, более близкие отношения, являются прообразом святого святых, то есть, если все дни недели человека это святое, то суббота это святое святых.
Так, соблюдая заповедь о субботе мы как бы приобщаемся к святому, истинному храму Божьему, и сами становимся частью храма Его. Как и говорит Сам Бог, «вы храм Бога живого», «если только Дух Святой – (дух самопосвящения) живёт в вас». Принимая в свою душу Бога, мы становимся частью храма Его, и мера Его присутствия в нас зависит от нашего принятия Его и посвящения Ему. «Ибо не мерою дает Бог Духа» (Иоан.3:34), и то, что мы не имеем полноты Духа Святого, говорит о том, что именно мы принимаем Его мерою, мерою веры, мерою послушания, мерою принимаемой истины.
Таким образом, единственным храмом во вселенной, большей и совершеннейшей скинией, наполняющей все небо, истинным нерукотворенным святилищем, которое воздвиг Господь, и в которое приходит всякая плоть помолиться Богу духом, является храм во времени, то есть заповедь о субботе. В любой из дней недели мы можем прийти пред лице Бога, как во святое отделение храма, чтобы обратиться к Нему. В субботу же мы входим в святое присутствие Бога во времени, как во святое святых, во время которое Бог посвящает именно нам. В субботу мы входим во святое святых Божьего присутствия, за завесу, пред лице Самого Бога, куда предтечею за нас вошел Христос (Евр.6:19-20).
Храм сердца или храм души
«Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан.4:21-24).
«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:19,20).
«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2Кор.6:14-18).
Человек создан быть образом Божиим, чтобы вместить и отобразить Его присутствие. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему … И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт.1:26,27).
«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор.3:16). Но храмом человеческая душа становится только тогда, когда Дух Божий присутствует или живет в нас, и только до тех пор, пока Он в нас, «если только Дух Божий живет в нас» (Рим.8:9).
Посему, «как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (1Пет.1:14-16).
Мы становимся храмом Бога живого только тогда, когда отображаем Его святость, а отображать Его святость мы можем лишь будучи едиными с Ним в духе, ибо «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор.6:17).
«Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] – вы» (1Кор.3:16,17).
Когда храм души оскверняется беззаконием, то Бог покидает его, в нем устанавливается мерзость запустения, и он превращается в жилище бесов (Откр.18:2), «и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (Дан.9:27).
Таким образом, мы видим, что мы являемся храмом Бога лишь на условии, и именно от нас зависит будет ли наша душа Божьим храмом, в котором присутствует Дух Святой или жилищем бесов.
Служение совершаемое Христом по очищению Божьего храма
«Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. И так Авраам, долготерпев, получил обещанное. Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их. Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека» (Евр.6:13-20).
Люди ведь большим клянутся, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их; в которой Бог чрезвычайно желающий показать наследникам обещания непреложность Его желания, сделался посредником клятвы, чтобы через два непреложных дела, в которых Бог не может обмануть, сильное утешение имели мы, побежавшие удержать предстоящую надежду; которая для души есть как бы якорь непоколебимая и прочная, и входящая во внутреннее завесы, куда бежавший впереди нас, вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека. ((Евр.6:15-20). Подстрочный перевод)
Предтеча – это бегущий впереди.
Речь здесь идет о душе и о надежде, которая входит во внутренность нашей души, куда вошел и Иисус, сделавшись нашим Первосвященником, ведь Он будучи на сто процентов Бог и на сто процентов человек, и есть посредник клятвы Божией, показывающий нам, наследникам Его обещания, непреложность Его желания дать нам утешение и надежду. Душа же наша и есть, храм Божий, в котором желает жить Бог.
Бог, давая обетование, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, и Сам же сделался посредником клятвы, чтобы через два непреложных дела, в которых Бог не может обмануть, одновременно являясь во-первых дающим обещание и во-вторых исполняющим его, Тем, Кто клянется и исполняет клятву, и Тем, Кто следит за исполнением клятвы, показал, как сильно Он желает жить в храме нашего сердца и служить нам как Первосвященник, чтобы дать нам непоколебимую надежду в очищении храма нашей души. Ибо Христос не где-то там, непонятно где совершает служение, но в наших сердцах.
И если мы бежим, чтобы ухватиться за предоставляемую нам надежду, то Христос как предтеча, побежал впереди нас, чтобы сделать ее доступной для нас, совершая служение посредника, между обещанием Бога и нами, в роли Первосвященника.
«Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр.2:17,18). Выяснив в главе «Примирение», из книги «Спасение во Христе. Свидетельство №3», что умилостивлять необходимо именно нас, мы начинаем понимать, что первосвященническое служение, Иисус совершает именно в наших сердцах, примиряя нас с Богом. Совершая служение Первосвященника, Он помогает искушаемым принять закон Божий и Самого Бога в сердце свое, чтобы приобщившись к храму Божьему, стать частью храма Его.
«Итак, братия святые, участники в небесном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа, Который верен Поставившему Его, как и Моисей во всем доме Его. Ибо Он достоин тем большей славы пред Моисеем, чем большую честь имеет в сравнении с домом тот, кто устроил его, ибо всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все [есть] Бог. И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; а Христос – как Сын в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» (Евр.3:1-6).
Мы все, братия святые, участники в небесном звании, в данном отрывке представлены домом Его обитания, то есть Храмом, в котором хранится закон Его, являющийся Его престолом в нас. Моисей же, помимо того, что уподобляется дому, еще так же как и 144000 является и верным служителем, совершающим служение для этого храма, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить. Христос представленный в роли Посланника и Первосвященника исповедания нашего, сравнивается с тем, кто подобно строителю дома устроил и Моисея, а так как устроивший все есть Бог, то Христос в этом сравнении предстает перед нами Самим Богом, и подобно Сыну в доме Бога, приравнивается к Самому Богу.
Итак, «Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евр.9:11,12). Очистив Своею Кровию души наши.
«Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих [с ними]. Иначе перестали бы приносить [их], потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему [Христос], входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и [жертвы] за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, [как] в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» (Евр.10:1-7).
«По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. [О сем] свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано: Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и [имея] великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший» (Евр.10:10-23).
Иисус же, принеся одну жертву за грехи, навсегда сделал совершенными освящаемых, очистив сердца их от порочной совести. И тот закон который находится во святом святых Божьего присутствия, Он помещает во святом святых человека, в его мыслях и сердце, открывая нам доступ к Богу через завесу, то есть плоть Свою, исполняя обещание Самого Бога, говорящего: «вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом» (Евр.8:10), «вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор.6:16). «И святите субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш» освящающий вас (Иез.20:12,20).
Но, «если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. [Если] отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия [наказывается] смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живаго!» (Евр.10:26-31). «Ибо невозможно – однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]» (Евр.6:4-6).
«Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца» (Евр.3:14).
И если Бог живет с нами, среди нас и даже в нас самих, то зачем Ему жить еще и в холодном, темном помещении?
Что значит явиться, предстать или прийти пред лицо Господа?
Так как локальный храм не может вместить в себя ни безграничного Бога, ни всех поклоняющихся Ему, то обращаться к Нему будут в духе и истине, на всяком месте, в любое время, а приходить на поклонение к Нему будут каждую субботу. «Ибо, как новое небо и новая земля, которые Я сотворю, всегда будут пред лицем Моим, говорит Господь, так будет и семя ваше и имя ваше. Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь» (Ис.66:22,23).
Куда будет приходить из субботы в субботу всякая плоть на поклонение? Пред лице Мое, говорит Господь! Но где может быть лицо безграничного Бога и куда оно обращено?
Бог присутствует везде, и в любое время «очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, [чье] сердце вполне предано Ему» (2Пар.16:9), но мы не всегда предстоим пред лицом Его, и наше сердце не всегда обращено к Нему.
Призреть, обратить или повернуть лице Свое против делающих злое говорит не о физическом повороте лица, а об отношении Господа к праведным и нечестивым. Вот на кого Я призрю говорит Господь: «на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66:1,2). «Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его», «очи Его зрят; вежды Его испытывают сынов человеческих» (Пс.10:4,5). «Очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, [чье] сердце вполне предано Ему» (2Пар.16:9), «потому что очи Господа [обращены] к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли)» (1Пет.3:12).
А значит и предстать пред лице Его, тоже говорит не о буквальном путешествии к какому-нибудь определенному месту, но об отношении человека к Вездесущему. Как говорит Писание: «Взыщите Господа и силы Его, ищите непрестанно лица Его; вспоминая чудеса, которые Он сотворил, знамения Его и суды уст Его» (1Пар.16:11,12), «ищите Господа и силы Его, ищите лица Его всегда» (Пс.104:4,5), «ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко, оставляя нечестивый путь свой и беззаконные помыслы свои, обращаясь к Господу, Богу нашему, милующему, многомилостивому» (Ис.55:6,7).
Прийти к Господу, означает обратиться к Нему всем сердцем своим, направить свои мысли на ощущение Его присутствия, оставить все свои дела, чтобы полностью посвятить определенное время Ему. Прийти пред лицо Его, означает осознать, что мы находимся в храме Его, в Его присутствии, настроиться внимать Ему и слушаться Его. Поклониться Господу, это признать Его власть над собою. Предстать пред Ним, это признать Его своим Господином, представая пред Ним с отчетом о всем, что творилось руками нашими.
Подведем итог, и сделаем вывод
- Храм земной. Существовал всего лишь до определенного времени. Создан в 1502г. до н.э., разрушен в 602 г. до н.э., восстановлен в 457 г. до н.э., и окончательно отвержен Богом в 30г.н.э.
- Храм Небесный. Иисус переносит служение в Небесный храм в 30г и переходит ко служению во Святом Святых в небесах в 1844г., а в 2029г выйдет из храма на небесах, чтобы прийти на землю и воздать всем по делам их. Этот храм, как и земной храм, служит лишь для вторичной цели – быть наглядным пособием плана спасения и действий Бога во вселенной.
- Вы храм Бога Живого. Этот храм, является храмом Божиим, только на условии, «если только Дух Божий живет в вас» (Рим.8:9).
- Храм во времени – заповедь о субботе. Этот храм Божий существовал во все времена, и останется на всю вечность.
Таким образом, важность и величие субботы заключается в том, что она является единственным истинным храмом Бога живого на небесах, во все времена, «и я пребуду в доме Господнем многие дни» (Пс.22:6).
Наверх