«Отделяй десятину от всего произведения семян твоих, которое приходит с поля [твоего] каждогодно, и ешь пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там; десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы ты научился бояться Господа, Бога твоего, во все дни.
Если же длинна будет для тебя дорога, так что ты не можешь нести сего, потому что далеко от тебя то место, которое изберет Господь, Бог твой, чтоб положить там имя Свое, и Господь, Бог твой, благословил тебя, то променяй это на серебро и возьми серебро в руку твою и приходи на место, которое изберет Господь, Бог твой; и покупай на серебро сие всего, чего пожелает душа твоя, волов, овец, вина, сикера и всего, чего потребует от тебя душа твоя; и ешь там пред Господом, Богом твоим, и веселись ты и семейство твое. И левита, который в жилищах твоих, не оставь, ибо нет ему части и удела с тобою.
По прошествии же трех лет отделяй все десятины произведений твоих в тот год и клади [сие] в жилищах твоих; и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые [находятся] в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать» (Втор.14:22-29).
К концу трехлетия вынеси всю десятину твоего урожая в тот год и положи во вратах твоих. Пусть это будет для левитов, у которых как вы знаете нет такого как у вас, надела или наследства, а также для переселенцев, сирот и вдов, живущих в поселениях ваших, и будут все есть досыта, чтобы благословил тебя Господь Бог твой, во всяком деле рук твоих, какое будешь делать.
В отличие от первой десятины – «святыни Господней», которая приносилась в дом Божий, и которой человек не имел права распоряжаться сам, Бог определил для человека еще и вторую десятину, которую назвал «десятина ваша».
«К месту, какое изберет Господь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пребывать имени Его там, обращайтесь и туда приходите, и туда приносите всесожжения ваши, и жертвы ваши, и десятины ваши, и возношение рук ваших, и обеты ваши, и добровольные приношения ваши, и первенцев крупного скота вашего и мелкого скота вашего; и ешьте там пред Господом, Богом вашим, и веселитесь вы и семейства ваши о всем, что делалось руками вашими, чем благословил тебя Господь, Бог твой» (Втор.12:5-7).
«Тогда, какое место изберет Господь, Бог ваш, чтобы пребывать имени Его там, туда приносите все, что я заповедую вам: всесожжения ваши и жертвы ваши, десятины ваши и возношение рук ваших, и все, избранное по обетам вашим, что вы обещали Господу; и веселитесь пред Господом, Богом вашим, вы и сыны ваши, и дочери ваши, и рабы ваши, и рабыни ваши, и левит, который посреди жилищ ваших, ибо нет ему части и удела с вами» (Втор.12:11,12).
«Нельзя тебе есть в жилищах твоих десятины хлеба твоего, и вина твоего, и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, и всех обетов твоих, которые ты обещал, и добровольных приношений твоих, и возношения рук твоих; но ешь сие пред Господом, Богом твоим, на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, – ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, [и пришелец], который в жилищах твоих, и веселись пред Господом, Богом твоим, о всем, что делалось руками твоими. Смотри, не оставляй левита во все дни, [которые будешь жить] на земле твоей» (Втор.12:17-19).
Вторая десятая часть – «десятины ваши»
Вторая десятина – это точно такая же часть, как и первая десятина. Это, как если бы весь доход разделить на десять одинаковых частей. И одну из частей вернуть Господу как принадлежащую Ему часть, принеся ее в дом Божий – это «десятина Господня», ею распоряжается Сам Господь. А вторую точно такую же часть отложить у себя дома. Эту десятину Бог называет «десятина ваша», –ею распоряжаемся мы, но распоряжаемся в соответствии с ее предназначением. Десятину нашу, Бог также называет «святынею» (Втор.26:13), как и десятину Господню (Лев.27:32,33), и это значит, что ею тоже нельзя распоряжаться не по предназначению.
Отделяй все десятины произведений твоих каждогодно
Непременно каждый год, из года в год, десятуя десятуй от всего урожая твоего, отделяй десятину твою, от всякого плода семени твоего, от всех произведений твоих, десятину хлеба твоего, вина твоего и елея твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего.
Но так как вкратце невозможно было перечислить все виды дохода людей, поэтому мы видим здесь перечисление основных источников прибыли. И основная мысль здесь заключается в том, что человеку необходимо регулярно отделять десятину от всякого прибытка своего.
Каждый год, три раза в году обязательно весь мужеский пол должен был являться пред лице Господа, Бога своего, на место, которое изберет Он: в праздник опресноков, в праздник седмиц и в праздник кущей; и [никто] не должен был являться пред лице Господа с пустыми [руками], но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа, Бога своего, какое Он дал ему (Втор.16:16,17). И помимо десятин Господних, десятину свою они приносили туда, чтобы там, славить Господа. Но унести они могли не все.
Третий же год, был годом десятин (Втор.26:12). И по прошествии трех лет, к концу трехлетия, они выносили всю десятину свою, все что оставалось от нее за все эти три года, и приглашая к себе левита, пришельца, вдову, сироту, делились ею с ними (Втор.14:22-29), (Втор.26:11-14), прославляя Господа. Бог предусмотрел это для того, чтобы не скапливалось у человека излишков десятины, на которую он мог бы позариться.
И ешь пред Господом, Богом твоим
И ешьте там пред Господом, Богом вашим, и веселитесь вы и семейства ваши, и сыны ваши, и дочери ваши, и рабы ваши, и рабыни ваши, и левит, который посреди жилищ ваших, ибо нет ему части и удела с вами, о всем, что делалось руками вашими, чем благословил тебя Господь, Бог твой (Втор.12:7).
Эта десятина нужна не просто для того, чтобы есть и веселиться. Но чтобы есть и веселиться пред Господом, Богом нашим. Бог жаждет видеть не пустое смехотворство, но рассудительную радость.
«Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? … Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания … Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня … Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Когда Он уготовлял небеса, [я была] там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя [была] с сынами человеческими» (Прит.8: 1,12,17,22,23, 27-31).
«Веселись о всех благах, которые Господь Бог твой дал тебе и дому твоему, ты и левит, и пришелец, который будет у тебя. Когда ты отделишь все десятины произведений [земли] твоей в третий год, год десятин, и отдашь левиту, пришельцу, сироте и вдове, чтоб они ели в жилищах твоих и насыщались, тогда скажи пред Господом Богом твоим: я отобрал от дома [моего] святыню и отдал ее левиту, пришельцу, сироте и вдове, по всем повелениям Твоим, которые Ты заповедал мне: я не преступил заповедей Твоих и не забыл; я не ел от нее в печали моей, и не отделял ее в нечистоте, и не давал из нее для мертвого; я повиновался гласу Господа Бога моего, исполнил все, что Ты заповедал мне» (Втор.26:11-14).
Праздничные дни, в которые в которые вы веселитесь, подводя итог всему тому, что делалось руками вашими (Втор.12:5-7) – это субботы Господни «Как посредством соблюдения субботы Бог возводит нас на высоты земли», так что праздновать и веселиться по этому поводу можно каждую субботу «Суббота – это праздник Господень, а мы лишь гости на этом празднике», приглашая на нее гостей «Как праздновать субботу», объединяя одну святыню с другой святыней, для благовестия.
На том месте, которое изберет Он, чтобы пребывать имени Его там
Во времена древнего Израиля, таким местом, которое избрал Бог, чтобы пребывать имени Его там, был храм Божий в Иерусалиме, куда вместе с приносящими на эти праздники приходили и их семьи, жены, сыновья, дочери, рабы, пришельцы, и все вместе они славили Господа, празднуя и веселясь пред Ним.
На сегодняшний день, Бог говорит: «дом Мой, домом молитвы назовется для всех народов» (Ис.56:7), (Мар.11:17). И Он хочет, чтобы имя Его славилось в молитвенных домах.
Когда в молитвенном доме устраиваются праздники Господни, то почему-то пища на них настолько скудная, что этот праздник не только не прославляет преизобилующего благами Бога, но на них и людей то посторонних приглашать стыдно. Создается впечатление, что члены церкви принесли сюда то, что скрипя сердцем от своей семьи оторвали. И сам праздник выглядит как подаяние для бедных, от тех, кто не хотел подавать.
Так вот, чтоб такого не было, чтобы имя Господне прославлялось, чтобы было с чего принести, Бог определяет нам вторую десятину, и говорит: «покупай на серебро сие всего, чего пожелает душа твоя, волов, овец, вина, сикера и всего, чего потребует от тебя душа твоя; и ешь там пред Господом, Богом твоим, и веселись ты и семейство твое» (Втор.14:26), «и [никто] не должен был являться пред лице Господа с пустыми [руками], но каждый с даром в руке своей, смотря по благословению Господа, Бога своего, какое Он дал ему» (Втор.16:17), чтобы от изобилия и изысканности столы ломились, чтобы вы веселились перед Богом своим и не стыдно было пригласить на этот праздник гостей, чтобы сердце ваше радовалось прославляло Бога за все Его дары и благословения.
Также, «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф.18:20), говорит Господь. И Его желание состоит в том, чтобы и в эти малые собрания приглашались люди, чтобы учиться славить Господа.
На чаепитии, в малых группах, где изучается слово Божие, можно не просто чай с дешевыми бубликами подавать, но используя вторую десятину можно купить все чего душа пожелает, чего очень хотелось, но возможно в обыденной жизни из-за дороговизны не могли себе этого позволить, дорогие конфеты, кедровые орешки, или редкие заморские фрукты, все чего потребует от вас душа ваша. И устраивая застолье на малых группах вместе изучать слово Божие и славить Господа. Тогда, приглашенные нами люди, неверующие соседи, знакомые или друзья захотят и во второй раз прийти, и в третий, приобщаясь к Господу. И такие группы будут расти и развиваться, славя Бога за все дела Его.
А еще, Писание говорит: «не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1Кор.6:19), «вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить [в них]; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор.6:16).
Таким образом, местом, которое изберет Бог, чтобы пребывать имени Его там, это может быть еще и то место, где Господь только хочет начать пребывать, то есть даже в семье неверующих. Иисус говорит: «поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу … Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан.4:21-24).
Помню, как одна сестра из церкви просила посетить ее сына, героя, участника чеченской войны, командира вертолета, ушедшего на пенсию, который вроде еще не верит в Бога, но и перестал рьяно отвергать Его, особенно после того, как через два дня после того, как он ушел в отставку, вертолет которым он управлял, подбили. Он вроде как, и не против был послушать о Боге, но в церковь идти не хотел, а его мать, сама мало что могла рассказать ему, потому как была в годах, и сама недавно уверовала.
В то время у меня была маленькая зарплата, еле-еле хватало сводить концы с концами, но вторую десятину мы регулярно откладывали. Хотелось купить что-нибудь вкусненькое, но позволить мы себе этого не могли. За некоторое время, второй десятины на собиралась хорошенькая сумма, и мы решили откликнуться на просьбу сестры. Купив за вторую десятину, чего пожелала душа наша, мы всей семьей, пошли знакомиться с ее сыном.
Увидев, что мы пришли не с пустыми руками. Он попросил свою жену, поставить чай и накрыть на стол, а мы тем временем знакомились и постепенно разговор переходил на тему веры в Бога. Его интересовало то как мы уверовали, как познакомились с женой, как продолжаем жить и не терять веру в Бога, Кто такой Бог и что Он от нас хочет. Так весь вечер и до поздней ночи, вкушая то, что пожелала душа наша, мы отвечали на его вопросы. Его семья, жена и дети, молчали и казалось не проявляли никакого интереса.
Спустя два месяца таких посещений, наш собеседник решил готовиться ко крещению. Еще через полгода приняла крещение и его жена, а после и дети решили посещать церковь вместе с родителями и по взрослев приняли крещение. По вечерам они начали проводить домашние богослужения в семье, куда и нас приглашали. Таким образом, вторая десятина была потрачена на то, чтобы и в этой семье пребывало имя Господне. Имя Господа начало славиться там, где раньше оно не прославлялось.
Откладывая вторую десятину, при посещении гостей, или родственников, друзей и знакомых попавших в больницу, мы всегда будем иметь средства, которые не нужно отрывать от семьи, чтобы приходить к ним не с пустыми руками, но с даром в руке своей, чтобы славилось имя Господне.
Сегодня мы понимаем, что храмом Божиим является вся вселенная, разделенная временем на святое и святое святых, (читай статью: «Суббота – это вечный Небесный храм Божий во все времена»), и уже не в Иерусалиме и не на горе, но на любом месте «будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоан.4:23,24).
Основное предназначение «нашей десятины» в том, чтобы мы учились всегда бояться и почитать Господа, Бога своего, и славить Его во все дни
Как говорит Писание: «вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9).
Священство призвано служить Господу, прославлять Его, возвещать Его совершенства, ибо для этого они и избраны быть священниками. Но если они этим не занимаются, а живут только в свое удовольствие, то какие они тогда священники? Конечно каждому хочется называться священниками, родом избранным, святыми, потому как только они и наследуют спасение. Но святой – это человек посвященный Господу, вся его жизнь, в любое время принадлежит Ему, а это значит, что он уже не для себя живет, он служит Господу и прославляет имя Его, возвещая о всех совершенствах Его. Он постоянно думает о том, как еще можно прославить Господа.
Вторая десятина направлена на то, чтобы сделать миссионером каждого человека. И не важно насколько человек молод или стар, насколько он болен или здоров, насколько он образован или малограмотен, насколько разговорчив и является душой компании или косноязычен и стеснителен, богат влиятелен и знаменит или беден неизвестен. Каждый может стать миссионером если научится правильно пользоваться второй десятиной.
В Славянском районе была сестра которая всего год как пришла в церковь. Но случилось так, что из-за диабета ей ампутировали ногу, и посещать церковь, находящуюся в городе она не могла. Да и вообще, так как жила она на третьем этаже, то мало куда могла выходить, без посторонней помощи, она могла разве что только по квартире передвигаться на костылях. Но послужить Господу ей хотелось.
Так как раньше она была учителем в школе по русскому-литературе, то к ней частенько приходили ученики, за помощью, написать сочинение или реферат, подготовиться к экзаменам или просто сделать домашнее задание и т.д. А еще она откладывала вторую десятину, и уже на собиралась приличная сумма. И чтобы прославить имя Господа, она решила устроить свой день рождения, пригласив на него своих учеников и молодежь из Славянской общины.
Ибо написано, «и пусть придет левит, ибо ему нет части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, которые [находятся] в жилищах твоих, и пусть едят и насыщаются, дабы благословил тебя Господь, Бог твой, во всяком деле рук твоих, которое ты будешь делать» (Втор.14:29).
Ну ладно вдова, сирота, пришелец, их надо накормить. Но как им рассказать о Боге, если ты сам мало чего знаешь, и для чего приходят левиты? Левиты не просто так приходят в гости, пирожки поесть. В каждой ситуации, левит ищет случая рассказать о Боге. Роль левитов заключалась не только в том, чтобы отправлять службы в скинии собрания, ведь так как они были разбиты на двадцать четыре череды, то на это у них уходило всего лишь одна двадцать четвертая года. Все остальное время, их основная задача заключалась в том, чтобы ходя из города в город, обучать народ повиноваться Господу, изъяснять им Божии законы и повеления, учить людей славить Господа.
Итак, накупив вкуснятины на вторую десятину, она свела вместе за праздничным столом своих учеников – пришельцев, которые ничего не знают о Боге, а также молодежь из Славянской церкви, которые выступали в роли левитов. В это время я посещал Славянскую общину. Придя к ней на день рождения, мы познакомились, попели песни, прославляющие Бога, по играли в игры, и мало по малу завелись разговоры о Боге. Помню много было вопросов по вере у этих учеников, и некоторые даже впервые молились вместе с нами, а некоторые из них даже заинтересовались прийти в церковь.
Таким образом, Бог даже почти неподвижного инвалида, эту малообразованную в вопросах веры учительницу, посредством правильного использования второй десятины, сделал миссионером. Она способствовала тому, чтобы ее ученики, не знавшие Бога, услышали о Нем, и прославили Его.
Миссионер это не тот, кто просто говорит о Боге, а тот, кто прославляет Его. Миссионером становится тот, кто выполняет возложенную на него Христом миссию. «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Матф.28:19,20), тот, кто как Христос, постоянно думает о том, как прославить Господа. «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Иоан.17:4).
Бог определил для человека вторую десятину – «десятину нашу», как инструмент для нашего совершенствования в прославлении Бога. Когда вторая десятина откладывается дома, месяц, два месяца, через полгода уже скапливается значительная сумма, а через год эта сумма превышает вашу месячную зарплату. И когда она лежит, то непроизвольно мотивирует нас начать задумываться, о том, что можно с нею сделать.
И если правильно использовать принцип второй десятины, то ни пастору, ни руководителю миссионерского отдела, не нужно будет изобретать способы мотивирования членов церкви к служению другим людям, ибо Сам Бог будет мотивировать их. Не пастор каждый раз будет толкать человека, чтобы побудить его к миссионерскому делу, не миссионерские отделы будут пытаться что-то разработать, но Сам Господь будет работать над сердцем человека, чтобы он думал, как прославить Господа. И когда Сам Господь побуждает, тогда человек сам будет приходить к пастору и говорить, вот у меня на собиралась вторая десятина, как я еще могу прославить Господа?
Ангелы в небе славят Господа, и каждый день прославляют Его. У них это происходит легко и не принужденно. Человек же забыл, как это делается. И даже песни его и славословия идут не от души, потому что не смешаны с пережитым опытом. Они не подтверждены его личным участием в жизни других людей, его вовлеченностью в жизнь вселенной, которую Бог в своей любви создал для нас. Его душа замкнута в эгоизме, не получает и не делится благословениями Господа, а потому не может увидеть благословений Божиих, возблагодарить Его за них, и от всего сердца прославить Господа.
Так вот, чтобы люди учились славить Господа, Бог сказал: откладывайте у себя дома «десятину вашу», и эту десятину расходуете вы. Эта десятина призвана научить вас думать, как прославлять имя Господа, как сделать так, чтобы имя Господне славилось, на том месте, которое Он изберет. Вы должны научиться замечать, что могло бы прославить Господа, и именно вы определяете куда потратить десятину вашу, чтобы достигнуть этого.
По незнанию, или недопониманию пастора, призывают принести ее в церковь и передать как годовые пожертвования. Но пожертвования, это отдельная статья расходов, это не тоже самое, что десятины. Легче всего отдать эту десятину кому-то, чтобы не напрягать свои мысли о том, куда и как ее потратить, чтобы прославить Господа, пусть у кого-то другого болит голова, пусть кто-то дугой думает, как прославить Господа. Но, так ты не станешь миссионером, ты не научишься думать о славе Божией, ты не будешь готов войти в Его славное царство. А Бог желает именно тебя научить размышлять об этом, чтобы именно ты учился думать о других. Он хочет именно вас сделать своими служителями, миссионерами, и достойными гражданами небесного царства. Поэтому эти деньги не кому-то передаются, ни в дом Божий возвращаются как первая десятина, ни пастору передаются, чтобы он думал. Нет, ты должен у себя дома ее откладывать, ты должен думать, как прославить Господа на том месте которое изберет Он, и именно ты думаешь, как распоряжаться этой десятиной. Поэтому эта вторая десятина нужна тебе, говорит Господь как инструмент для работы над твоим характером, над твоим сознанием, чтобы научить тебя славить Господа.
Десятина ваша, помогает вашему сердцу откликаться на поддержку евангельских программ
Если вы откладываете вторую десятину, то, когда в церкви будет какой-либо призыв, у вас всегда будут деньги, чтобы сложившись организовать такую программу, прославляющую Бога, которую один не потянет.
В 2011 году я сменил профессию, научился ремонтировать стиральные машинки, и стал хорошо зарабатывать. Соответственно и сумма второй десятины пропорционально начала увеличиваться. А когда там за год на собиралась внушительная сумма, больше моей месячной зарплаты, то я стал переживать, я не знал куда мне ее потратить, как ею распорядиться, чтобы прославить имя Господне. И тут в церкви объявляют программу «книга года»: необходимо было выкупить книгу: «Великая борьба» по себестоимости, для бесплатного распространения.
Я выкупаю две тысячи книг и не знаю, что с ними делать. И тут мне приходит в голову идея, оставлять эту книгу на каждом заказе как визитку. До этого, я давал дорогостоящую рекламу, делал визитки для распространения. Все это требовало больших затрат, имело временный эффект и никак не выделяло меня среди конкурентов. Реклама проходила, визитки терялись. Но когда я стал подписывать книги, и дарить их клиентам бесплатно, объясняя, о чем эта книга, и что она является так же моей визиткой, то для них, такая дорогая книга выглядела как неожиданный, приятный бонус к починке стиральной машинки. Такая реклама не терялась, она располагалась у них на книжной полке, и люди всегда знали кто и почему ее им подарил. И если у них повторно ломалась стиральная машинка, или надо было кому-нибудь посоветовать хорошего мастера, то они всегда знали где искать мой телефон. Таким образом, у меня в моем районе не стало больше конкурентов, все конкуренты уехали из моего района, потому как не могли конкурировать со мною, а я перестал тратиться на рекламу, потому как очень хорошо работало сарафанное радио. Люди обращались ко мне, я не успевал делать заказы, я стал брать себе помощников, и зарабатывать еще больше. Господь, Бог мой действительно благословил, меня во всяком деле рук моих, которые я делал (Втор.14:29).
Когда я приезжал на повторные заказы, то узнавал, что многие из моих клиентов, читали эту книгу, и прославляли имя Господне. Иногда я забывал оставить книгу, и тогда почти сразу же меня вызывали повторно на этот же заказ, и так происходило до тех пор, пока я не оставлял им эту книгу. И я понял, что Бог посылает мне эти заказы, не просто так, но чтобы эта книга осталась в том доме, и имя Господне славилось там, и что «самый великий урок, которому следует научиться и который необходимо усвоить – это урок сотрудничества со Христом в работе спасения» (Советы родителям, учителям и студентам, стр.434.).
Откладывая вторую десятину – мы увеличиваем благодарность в мире, проявляя заботу о других
«Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим, но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается» (Втор.15:7,8). «Дай ему [взаймы] и когда будешь давать ему, не должно скорбеть сердце твое, ибо за то благословит тебя Господь, Бог твой, во всех делах твоих и во всем, что будет делаться твоими руками; ибо нищие всегда будут среди земли [твоей]; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей» (Втор.15:10,11).
Но из чего давать, если ты сам нуждаешься? Как не ожесточить сердца своего и не сжать руки своей, если тебе самому мало, а тебе еще и о семье заботиться? А если он не вернет? Не будет ли это выглядеть так, что мы у семьи и у детей своих отбираем, чтобы помочь нуждающимся?
Однажды ночью пришел ко мне сосед и говорит, к нам приехала скорая, ребенку плохо, лекарств не за что купить, денег нет, а еще и лекарства дорогие, займи денег до зарплаты. А у меня у самого денег нет, и продуктов почти не осталось. Но я знаю, что Бог говорит: «Я повелеваю тебе» (Втор.15:11), «дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается» (Втор.15:8), и смотри, чтоб не скрипело сердце твое (Втор.15:10). Как если у тебя самого последний кусок хлеба, и нечем семью кормить?
Бог говорит: Я тебе повелел откладывать вторую десятину. У тебя всегда будет из чего занять нуждающемуся. «Ибо Господь, Бог твой, благословит тебя, как Он говорил тебе, и ты будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы» (Втор.15:6).
И я знал, что у меня всегда лежит вторая десятина. Я рассказал соседу о своем положении и о второй десятине из которой и занял ему деньги на лекарства. В круглосуточной аптеке он приобрел лекарства которые помогли его ребенку. С тех пор, он знал, что как бы трудно не было у него всегда есть человек, к которому он может обратиться за помощью. Ему понравилась эта система, и он сам стал откладывать десятую часть от прибыли у себя дома. А еще он стал задавать вопросы о Боге Который, так мудро советует распоряжаться деньгами, и о вере в Бога, и к верующим стал относиться с уважением.
«В седьмой год делай прощение. Прощение же состоит в том, чтобы всякий заимодавец, который дал взаймы ближнему своему, простил [долг] и не взыскивал с ближнего своего или с брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа» (Втор.15:1,2).
Мне приходилось прощать долги в субботний год и иногда огромные. Но когда ты понимаешь, что эти деньги на то и шли, чтобы помочь нуждающимся, и этим прославить имя Господне, то сердце не скрипит. А когда ты объясняешь это тем, кому прощаешь все долги, кто при всем желании не смог бы тебе их вернуть, то это не только снимает с тебя груз ожиданий и с них бремя вины пред тобою, но и располагает их внимать слову Господню.
Так кому же нужна вторая десятина – «десятина наша»?
Как и в случае с первой десятиной – «десятиной Господней», наша десятина нужна не Богу, который ни в чем не нуждается, ни людям, о которых Бог мог бы позаботиться и другим способом.
Нам! Чтобы сделать нас миссионерами, научить нас славить Господа на том месте, которое Он изберет, научить нас от всего сердца заботиться о других людях и благодарить Его, веселясь пред Господом, Богом своим, о всем, что делалось руками нашими (Втор.12:17-19).